ПАЛОМНИЧЕСТВО
КО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Паломничество к святыням издревле было неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Нередко сотни и даже тысячи верст преодолевали богомольцы, посещая желанные обители. Тема паломничества присутствует во многих литературных произведениях наших известных писателей. Яркое тому подтверждение – романы И. Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне».

Благословившись на дорогу у священника, хаживали обычно в одиночку или небольшими группами, полностью предавая себя в волю Божию, питаясь в пути подаянием от добрых людей. Нередко паломничество продолжалось несколько месяцев, а иногда и лет. Церковное предание повествует о том, как один богомолец дошел даже до Иерусалима, присутствовал там на пасхальном богослужении, и вернулся домой только к следующей Пасхе, имея при себе горящую лампадку с благодатным огнем.

В наши дни паломничество пешим ходом – большая редкость. И это вполне понятно. Все мы – чада своего времени. К тому же, в нашей жизни все достаточно рассчитано: отпуск, выходные, отгулы, семейные и прочие обязанности и т.д. Поэтому гораздо проще и спокойнее в таких случаях воспользоваться каким-либо надежным транспортом. Но вот Господь сподобил меня познакомиться с человеком, который, где на попутном транспорте, где и пешим ходом добрался до самой Палестины... Однако в Иерусалим на праздник Святой Пасхи, к его огромному огорчению, попасть не смог. Из беседы с ним и сложился предлагаемый читателю рассказ.

Зовут моего собеседника Вилли Сухарев. Во святом Крещении – Виталий. В роду у него были немцы, этим и объясняется происхождение его светского имени. Около года он проживает в общине при храме Св. Николая, что в д. Малинники Сергиево-Посадского района. Ранее был прихожанином этого храма. Выполняет здесь несколько послушаний: помогает настоятелю – о. Вячеславу в алтаре, поет на клиросе, а также занимается различными хозяйственными делами. До этого учился разным специальностям – закончил горный техникум и три курса Абрамцевского художественно-промышленного колледжа, а теперь, по его словам, решил посвятить свою жизнь Богу. Виталий достаточно молод. Осенью ему исполнится 32. Будучи студентом, побывал в Турции и некоторых странах Восточной Европы, используя для передвижения попутный транспорт, так называемый «автостоп», и приобрел немалый опыт путешественника.

И вот, в начале этого года, посоветовавшись с батюшкой, решил подобным образом добраться до Иерусалима, чтобы от своего храма поклониться Гробу Господню и встретить там Святую Пасху. Кстати, такая традиция имеется в Православной Церкви и особо благословляется. При этом за путешествующих постоянно молятся. Получив в Москве сирийскую и иорданскую визы, первого апреля, со ста долларами в кармане, Виталий отправился в путь.

Доехав с Павелецкого вокзала до станции Барыбино, вышел на автотрассу нужного направления, «поймал» попутку и уже к концу дня оказался южнее Воронежа. Первую ночь провел в кустах у дороги. Проснулся от жуткого холода. Едва сошел снег, и ночи были еще достаточно холодными. Вряд ли стоит подробно описывать все перипетии этого паломничества. Приходилось встречать и грубость, и непонимание, и крайнее удивление; в то же время нередко поражали радушие и доброта не только русских людей, но и многих иностранцев: турок, греков, арабов, немцев... И, самое главное, где бы он ни находился, всегда чувствовал, что за него молятся, и это давало ему духовную опору. По мнению Виталия, путешественник или паломник как никто другой проникается осознанием единства рода человеческого и всей нашей цивилизации, ибо «Господня земля, и исполнение ея» (Пс. 23, 1).

Через несколько дней он уже был у нашей южной границы и затем на пароме переправился в Турцию. Преодолев на попутках ее восточную часть, добрался до города Антакии. Древнее название – Антиохия. В этом городе последователи учения Господа Иисуса Христа впервые стали именоваться христианами, и отсюда получила наименование и Восточная Православная Церковь. По пути следования посетил греческий Сумельский монастырь, который оказался не работающим, проезжал также родину апостола Павла – Тарсус. Многие православные святыни сохраняются здесь лишь как исторические памятники. Да и население здешних мест давно уже не православное.

В районе Антакии проходит граница с Сирией. Как рассказывает Виталий, Сирия произвела на него самое неизгладимое впечатление. Приятно поразили доброта и гостеприимство сирийцев – каждому встречному иностранцу они готовы бескорыстно предложить ночлег и пищу. В этой стране ему ни разу не пришлось ночевать на улице. Словно ее визитная карточка – зеленеющие поля, разбитые на квадратики, на которых работают мужчины и женщины в национальных костюмах. Добравшись до Дамаска, он разыскал Представительство РПЦ. Оно разместилось в скромном старинном трехэтажном здании, над которым возвышался крест. Примерно половина первого этажа оборудовано под храм. С благословения настоятеля о. Анатолия прожил там несколько дней, помогая петь на клиросе. В сирийской столице довольно много русских, работающих по контрактам или уже ставших жителями этой страны. Церковь их всех объединяет и является для них по существу частичкой Родины. На богослужениях в русской церкви всегда многолюдно, царит атмосфера любви и радушия.

Дамаск – очень древний город. В старой его части немало мест, связанных с жизнью первых христиан. Сохранилась улица, по которой вели ослепшего Савла – будущего ревностного апостола Павла, когда ему явился Господь на пути следования в сирийскую столицу, куда он шел с сопровождавшими его людьми, чтобы преследовать последователей нового учения. О чем сказано в Деяниях Святых Апостолов. Сохранилась также стена, по которой будущего апостола спускали в корзине от преследовавших его иудеев. Уцелела часть дома апостола Анании, точнее подвальное помещение, где он тайно проповедовал учение Христа и крестил приведенного к нему Савла.

В 30 километрах от Дамаска – монастырь Сейднайской Божией Матери. Там в небольшой часовне в серебряном ларце хранится один из подлинников иконы Пресвятой Богородицы, написанный евангелистом Лукой. Арабское название этой иконы – «Шахура». Как утверждает Виталий, видеть ее обычным посетителям не позволяется – немногие и священнослужители удостоились такой чести.

Также недалеко от Дамаска в местечке Маалюле находится монастырь Св. Феклы. Здесь поражает воображение образовавшийся чудесным образом среди горных хребтов проход, по которому святая уходила от преследования язычников. Местный диалект языка – арамейский, на нем разговаривал Сам Господь Иисус Христос.

Распрощавшись с гостеприимной Сирией, Виталий за одни сутки проехал Иорданию. Там поднимался на знаменитую гору Нево, с которой, как повествует Священное Писание, пророк Моисей созерцал Землю Обетованную, и где закончил свой земной путь. В хорошую погоду со смотровой площадки этой горы бывает виден Иерусалим. Невдалеке, словно огромный драгоценный камень, безжизненно застыло Мертвое море.

В Иордании Виталий узнал, что Израильское посольство находится здесь в осаде и нужную ему визу получить невозможно. Далее путь его лежал в Египет. Следует сказать, что во всех арабских странах его приятно удивило миролюбие и отзывчивость полицейских, которые помогали ему во всех трудных обстоятельствах, особенно в поиске попутных машин. Так, с помощью полисменов, он доехал до городка Акабы, что находится на границе трех государств – Иордании, Израиля и Египта, и, переправившись через пролив Красного моря, прибыл на Синайский полуостров. По дороге в Акабу неожиданно случилось, как говорится, импровизированное представление – пришлось ему петь попутчикам арабам «Ой, мороз, мороз». Они пели свои национальные песни, попросили спеть и его...

Первую ночь на полуострове провел в пустыне у бедуинов. Двое чумазых мальчишек, увидев необычного незнакомца, взяли его под руки и привели к ближайшему изодранному шатру, где хозяйка предложила ужин и ночлег. Быт и жизненный уклад этого народа за тысячелетия почти не изменился. Также ведут кочевой образ жизни, пищу готовят на кострах, топливом служит сухой овечий и верблюжий помет. У всех женщин в нижней части лица сделаны наколки. Главная достопримечательность полуострова – гора Синай. На этой горе пророк Моисей беседовал с Богом, и еврейскому народу был дан Закон и Скрижали Завета с десятью Заповедями.

Подходя к этой горе, испытываешь священный трепет, словно переносишься на три тысячелетия назад. У подножия – монастырь Св. Екатерины. Скрадывают величественное впечатление многочисленные ларьки для туристов. По пути к вершине пронизывает леденящий ветер, сменяющийся нестерпимо палящим солнцем. У самой вершины – часовня с небольшой колокольней. Несмотря на отсутствие вокруг растительности, поражает неземная красота этих мест.

В Египте Виталию снова не повезло с визой. В Каире Израильское посольство хотя и не было в осаде, а всего лишь окружено танками и пулеметами, и пройти туда оказалось возможным... Однако в визе отказали. По совету местных жителей, он дважды делал попытки решить этот вопрос в городке Таба на Синайском полуострове, но и тут в конечном итоге звучало непререкаемое «ноу». К немалому удивлению Виталия другие иностранцы получали визы без всяких проблем. Единственно, что ему удалось здесь получить – чашечку песка со Святой Земли, которую он бережно сохранил и привез в свой храм.

По милости Божией, он поселился у главы Представительства РПЦ в Каире о. Димитрия Нецветаева. Здесь, как выяснилось потом, пришлось русскому паломнику встретить и Вход Господень в Иерусалим, и Святую Пасху. Поистине, неисповедимы пути Господни! По мнению Виталия, Пасха в русской церкви в Каире мало чем отличается от ее встречи в России, а вот Вход Господень здесь особенный, с настоящими пальмовыми ветвями, и на наше Вербное Воскресенье совсем не похож.

Самое незабываемое и трогательное для русского человека в чужой стране – это встречи с соотечественниками. У Виталия сложились теплые дружеские отношения с четырьмя детьми о. Димитрия, с которыми он пел на клиросе и помогал батюшке совершать службу. Всего же у о. Димитрия 14 детей: четверо младших проживают с ним и его матушкой, остальные уже взрослые и живут самостоятельно.

Запомнилась также Виталию встреча с монахом о. Иоанном – русскоговорящим латышом из Австралии. Он его сопровождал в паломничестве по монастырю Антония Великого – знаменитого основателя монашества и познакомил с необычайно гостеприимными коптскими монахами. Кстати, они очень почитают русских святых, и один из них попросил Виталия помолиться за него преподобному Серафиму Саровскому. О. Иоанн тоже оказался паломником, место его постоянной службы – на Святой Земле.

Надо сказать, что в Египте – самые древние монастыри, отсюда монашество распространилось по всей вселенной. Иконы в основном мозаичные, писанные – довольно большая редкость. Одна из достопримечательностей старого Каира – часовня, где хранятся орудия пыток св. Георгия Победоносца: зубчатое колесо, железные сандалии с шипами, бичи в виде цепей и др.

Посетив несколько монастырей, коптские и греческие церкви, Виталий решил отправиться в обратный путь, и тут его буквально поразило одно очень неприятное «открытие». Оказалось, что обратно через Иорданию и Сирию он возвратиться уже не может, поскольку у него имеются отметки в паспорте израильского представительства в Табе... Национальные отношения в связи с палестинским конфликтом накалены здесь до такой степени, что израильской отметки в паспорте вполне достаточно, чтобы стать персоной нон грата в вышеназванных странах. Денег на самолет у него, естественно, не оказалось, а заработать их в Египте или у кого-либо занять было делом совершенно безнадежным. Вконец отчаявшись, Виталий решил связаться по телефону с о. Вячеславом и попросить его о помощи. Через несколько дней необходимая сумма была им получена. Пятьдесят долларов пожертвовал и о. Димитрий.

Однако радость его вскоре была омрачена. В г. Суэце он подвергся нападению портовых бандитов, которые отобрали у него все деньги. Пришлось снова звонить в Сергиев Посад... И вот, 22 мая, когда в Малинниковском храме праздновали престол – День перенесения мощей св. Николая, неожиданно для всех появился с рюкзаком подзагорелый и изрядно похудевший Виталий. В общине искренне радовались его возвращению, как праздничному дополнению. Некоторые, правда, назвали его горе-паломником, поскольку храм очень бедный и нуждается в значительных средствах, а тут еще, чтобы его выручить, батюшке пришлось залезать и в немалые долги... Однако Виталий не унывает, деньги он обещает отработать и надеется в скором времени все-таки добраться до Святого Града.

Многочисленные свои впечатления он записал в «паломнический дневник», который намеревается когда-нибудь опубликовать. Что ж, как говорится, Бог в помощь.

Владимир Борисович ПАНКОВ.