ВИНОПИТИЕ - БОЖИЕ ПОПУЩЕНИЕ
("Русский Дом", № 6, 2001 г.)
Одна из пагубных страстей человеческих - пристрастие к вину. По этому поводу опубликовано множество статей издано немало книг, защищены кандидатские и докторские диссертации. Церковь устами апостола Павла также выносит свой приговор пьянству: "...ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10). Каковы же духовные корни этой страсти? Что нам может преподать многовековой опыт Православной Церкви?
На вопросы журналиста Владимира Панкова отвечает священник Вячеслав Брегеда. Он служит в часовне великомученика и целителя Пантелеимона при наркологическом отделении 5-й Московской психиатрической больницы (п. Абрамцево) и имеет немалый опыт изучения и осмысления этого явления.
- Батюшка, почему Бог попустил винопитие, ведь через него и развилось то самое зло, именуемое пьянством?
- Из Священного Писания нам известно, что первое человечество, жившее до Потопа, не знало вина. Однако зло, творимое людьми, было столь велико, что переполнило чашу долготерпения Божия, и Потоп явился последним наказанием, точнее возмездием, за неисправимость людей. Священное Предание повествует о том, что праведный Ной в течение 120 лет пытался убедить людей оставить их грехи, предсказывая грядущую погибель, однако его проповедь никого не вразумила. Кстати, до Потопа жизнь людей была весьма продолжительной. Некоторые доживали до 1000 лет. Праведный Ной жил 950 лет. Из-за предрасположенности человека ко греху Господь существенно сократил продолжительность его жизни в послепотопное время. Допотопная цивилизация была довольно высокоразвитой, о чем повествуется в некоторых языческих мифах и сказаниях, например об Атлантиде. Были развиты градостроительство, архитектура, живопись и многие ремесла. Но грехи людей совершенно затмили в них образ и подобие Божие; все более изощряясь в физическом и духовном разврате, они стали, по существу, рабами нечистых духов, нарушив тем самым Божественный план спасения рода человеческого.
О появлении вина мы узнаем из эпизода с праведным Ноем, когда ковчег с его семейством и всеми тварями, в нем бывшими, остановился у гор Араратских. Воздав благодарение Богу за спасение - устроив жертвенник и принеся на нем всесожжения из чистых животных и птиц,
- Ной "начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем" (Быт. 9, 20). Язык Библии краток и лаконичен и не содержит излишних пояснений. Ной для утоления жажды вовремя уборки урожая пил сок, отжатый из виноградных ягод, который, очевидно, забродил, и он совершенно не подозревал о действии этого напитка.
По мнению некоторых святых отцов, Бог попустил появление вина в жизни людей по особому Своему промыслу после того, как иссякли пути духовного совершенства человечества.
- Если появление вина мы называем попущением Божиим, следовательно, оно есть потенциальное зло?
- Вино само по себе не является злом. Зло происходит от нашего отношения к нему, когда развивается страсть винопития. Конечно, можно возразить: если бы не было причины этой страсти, не было бы и пьянства. Однако эту мысль, как говорится, можно легко продолжить: не будь, например, железа, не было бы ножа у убийцы; при отсутствии женского пола не возникло бы прелюбодейство и т.д. Приведу несколько цитат из Священного Писания: "Не упивайтесь винах от которого бывает распутство" (Еф. 5, 18); "И вино веселит сердце человека" (Пс. 103, 15); "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5, 23).
Видите, Священное Писание в некоторых случаях даже рекомендует употребление вина. Следовательно, главная причина зла - наша греховная воля. В Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа вино обретает уже мистический смысл, оно пресуществляется в
Его кровь; Господь на Тайной Вечере, подавая чашу с вином Своим ученикам, сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя, Нового Завета, из многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 28). И мы, причащаясь Христовых Тайн (Тела и Крови), становимся причастниками новой, вечной жизни, соединяясь с самим Богом. Причастие - важнейшее церковное Таинство, установленное непосредственно Иисусом Христом. Кстати, первое чудо, которое сотворил Господь, когда был приглашен на брак в Кану Галилейскую, - это претворение воды в вино.
Однажды одному известному старцу пустыннику предложили выпить вина Он выпил две чаши, а от третьей отказался. Когда его спросили, почему, он ответил: "Если бы не было диавола, я бы и третью выпил". Ответ старца многое поясняет. На земле наша душа подвержена воздействию падших духов, которые хорошо знают наши душевные немощи и стараются обратить их в страсти. Поэтому, когда в человеке возникает та или иная страсть, душа, по существу, начинает заболевать. И если вовремя не распознать эту болезнь, последствия бывают самые печальные. Медицинское определение пьянства как душевного недуга соответствует церковной позиции.
- Что же предлагает Церковь для предупреждения и лечения этой болезни?
- Жизнь православного христианина - это прежде всего борьба со страстями и соблазнами мира сего. Православной Церковью установлены посты, во время которых с помощью Божией укрепляется дух человеческий. Регулярное посещение храма, домашняя и церковная молитвы, церковные таинства (исповедь, причастие, соборование) способствуют очищению души, укреплению здоровья духовного и телесного. Среди верующих воцерковленных людей пьянство - чрезвычайная редкость. Но если человек все же страдает этим недугом - как быть? Прежде всего родственникам, близким людям нужно за него молиться, Молятся св. мч. Вонифатию, читают акафист в честь иконы Божией Матери, именуемой "Неупиваемая чаша". Можно также в церкви заказывать молебны о здравии душевно болящего. По возможности нужно стремиться недужного привести в церковь для беседы со священником, предварительно договорившись об этом. В некоторых храмах служатся специальные службы для злоупотребляющих спиртным и наркоманов. С давних времен этим известен Серпуховской монастырь.
- Нередко приходится слышать: "Муж (или даже жена) пьет, нет никаких сил терпеть, буду разводиться". Что вы посоветуете таким людям?
- Церковь против разводов. Пьянство - большая беда для семьи, и нужно всеми возможными средствами, прибегая к помощи Божией, стариться вызволить близкого человека из этой беды. Однако каждый такой случай индивидуален и требует особого рассмотрения.
- Достаточно хорошо известно отрицательное отношение церковных людей к так называемому кодированию. Скажите, батюшка, какая здесь духовная подоплека?
- Кодирование - это, по существу, обращение за помощью к нечистой силе. Хотя сами "кодировщики" этого скорее всего не понимают. После кодирования бес какое-то время может не возбуждать в человеке эту страсть, но это лишь маневр, впоследствии человек "срывается" и начинает пьянствовать еще более. Известно, что некоторые кодируются по нескольку раз, и, естественно, безрезультатно. Нередки смертельные случаи.
- А как действенна в таких случаях церковная помощь?
- Если в церквах провести опрос прихожан-мужчин, то окажется, что многие из них избавились от этого недуга или греховной привычки, став православными верующими.
- Отец Вячеслав, а каково ваше отношение к абсолютно трезвому образу жизни?
- Как известно, Иоанн Креститель - пророк и Предтеча Господень - "не пил вина и сикера" и прославляется Церковью наравне с Божией Матерью. Господь так сказал о нем: "Из рожденных женами не восставал бывший Иоанна Крестителя" (Мф. 11, 11).
- Сейчас в стране угрожающими темпами растет наркомания, что вы скажете по этому поводу, как можно бороться с этим злом?
- Эпидемия наркомании столь велика и опасна, поскольку поражает в основном молодежь, что требует кардинальных действий многих государственных структур. Наркомании должна быть объявлена война прежде всего со стороны государства. В нашем Отечестве Церковь по-прежнему отделена от государства, и возможности ее влияния на общество весьма ограничены. Лишь в немногих школах вводится Закон Божий. Однако во все времена наша Церковь была со своим народом в самых "горячих точках". С началом боевых действий в Чечне мы увидели наших батюшек на бэтээрах и на боевых позициях, духовно окормляющих воинов. Обсуждаемую нами проблему можно решать, как раньше говорили на Руси, только сообща, всем миром.
- Спасибо, батюшка, за беседу. Успехов вам в пастырском деле. Благословите!
- Благословение Господне всем читателям!
О. Вячеслав является также настоятелем Никольского храма в д Малинники, что недалеко от источника преподобного Сергия (многие знают его под названием Гремячий), При
храме существует небольшая община. В основном это люди, потерпевшие в жизни крушение и пытающиеся найти себя на церковном поприще. Храм остро нуждается в
помощи.
|