Икона Божией Матери
«
Почаевская»

Празднуется 23 июля (5 августа)

Разоренная татарским нашествием Юго-Западная Русь, после Люблинской унии и воссоединения Литвы и Польши, попала под тяжкое владычество поляков. В 1559 году на Волынь приехал из Греции митрополит Неофит: он привез с собой чудотворную икону Божией Матери и по внушению свыше оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской. На следующий год после объявления унии, когда православные, согласившиеся на соединение с Западной Церковью, признали власть папы Римского и стали католиками, сохранив восточный обряд, Анна Гойская для укрепления Православия передала хранившийся у нее чудотворный образ монахам-отшельникам, подвизавшимся на Почаевской горе. С тех пор икону именовали Почаевской.

Почаевская гора стала известна еще в 1240 г., во время разорения Руси татарами: на ней пастухам было явление Пресвятой Богородицы и сохранился след стопы Небесной Владычицы. Со времени явления Божией Матери на горе стали подвизаться монахи-отшельники, в том числе иноки разоренной Киево-Печерской Лавры. После же перенесения туда чудотворного образа Богоматери на горе образовалась обитель.

Летом 1675 г. монастырь осадили турки. Силы его защитников были ничтожны, слаба была монастырская ограда, а несколько каменных строений не представляли для врагов серьезного препятствия. Иноки и окрестные миряне во главе с игуменом монастыря Иосифом Добромирским усердно молились перед чудотворной иконой, обращаясь за заступничеством к Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Внезапно над храмом явилась Сама Небесная Царица, «омофор белоблистающийся распуская». Под предводительством Богородицы явилось пораженным туркам и многочисленное небесное воинство. Турки в ужасе стали стрелять в видение, но стрелы возвращались назад, поражая их самих. В панике, убивая друг друга, бежали осаждавшие монастырь. Некоторые из плененных турок впоследствии крестились и навсегда остались в Почаевской обители. В память чудесного заступничества Божией Матери было установлено празднование чудотворной иконе Почаевской Божией Матери 23 июля (5 августа н.с.).

В 1832 г. Почаевская обитель от униатов была возвращена в лоно Православия. Это событие ознаменовалось чудом исцеления слепой девочки Анны Акимчуковой, которая со своей 70-летней бабушкой пришла за 200 верст, чтобы поклониться чудотворному образу Почаевской Божией Матери. В память этого чуда архимандрит Иннокентий установил каждую субботу чтение акафиста перед святой иконой. Почитание Почаевской иконы Божией Матери распространено не только в России, но и в Боснии, Сербии, Болгарии, а также среди христиан неправославного исповедания.

 

Кликните, чтобы увеличить На снимках сделанных в г.Екатеринбурге хорошо видны языки пламени, которые во время крестного хода и съёмки видны не были. 
Кликните, чтобы увеличить Не только икона, но и Крестный ход покрыт огненными сполохами невидимыми для человеческих глаз, которые были обнаружены только после печати фотографий.

 

МОЛИТВА ПРЕД ИКОНОЮ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ПОЧАЕВСКОЮ

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы грешнии, чудеса Твоя во святей лавре почаевстей явленная поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих: вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам грешным чесого просити, токмо о еже праведному Судии беззакония наша оставити нам: вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же и нужды и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, пречистая, притекоша, и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша, лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет: ей, Владычице, буди спасению нашему ходатаица, и малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим, просвети умиленными помыслы умы нашя, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти: сими убо, пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния душы нашя ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых, даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице: [укрепи скиптр благовернаго царя нашего, Твоему заступлению верующаго:] утверди православную веру во стране нашей и во всем мире: церковь апостольскую и соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани, и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси: еще же и ересию прельщенных братий наших, или веру спасительную во греховных страстех погубивших, паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят: сподоби убо нас, пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети: сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси: да вси мы, благодарным сердцем вкупе со ангелы и пророки и апостолы и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков.

 

 

 

Текст:
из книги «О жизни православных святых, иконах и праздниках
(согласно Церковному преданию)
».

Составитель О.А. Попова.

Фотографии:
Сделаны во время пребывания иконы в Екатеринбурге в июле 2001 года.
Автор неизвестен. Съёмка велась по благословению.

Молитва:
«Молитвослов с приложением: Каким святым в каких нуждах молиться". Составитель В.А. Губанов.

Тропинка к храму. Православные страницы Александра Вострикова