Владимирская икона
Божией Матери

Празднования ей совершаются:
3 июня, 6 июля, 8 сентября
(21 мая, 23 июня, 26 августа старого стиля)

Исторический первообраз

 

По преданию, Владимирская икона Пресвятой Богородицы была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым вкушал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 г. образ был прислан Константинопольским Патриархом св. кн. Киевскому Мстиславу и поставлен в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой кн. Ольги. В 1155 г. чудотворная икона две ночи подряд сдвигалась в храме с места и становилась «на воздухе». Св. кн. Андрей Боголюбский, княживший в Вышгороде, понял это как знамение, тайно взял икону и повез ее на север, в Суздальские земли. Недалеко от Владимира лошади стали и чудесным образом не могли сдвинуться с места. Священник Николай, духовник князя, совершил молебен перед св. образом, и князь Андрей долго со слезами молился. Ночью ему явилась Сама Небесная Владычица и повелела: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его». Вскоре для чудотворной иконы во Владимире был выстроен собор Успения Божией Матери, а образ стал именоваться Владимирским. С этого времени благодать Божия сошла на маленький город, и он вскоре стал престольным городом Северо-Восточной Руси.

В 1395 г. св. икону впервые принесли в Москву, прося защиты у Небесной Владычицы от нашествия Тамерлана. Жители города вышли навстречу крестному ходу и встретили образ на Кучковом поле. Позже на этом месте был выстроен Сретенский монастырь; 26 августа отмечается память сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1480 г. при вел. кн. Иоанне III Васильевиче московским владениям угрожал хан Золотой Орды Ахмат. Целый день войска хана стояли против войск князя Московского – событие, вошедшее в историю под названием «стояние на Угре», по имени реки, разделявшей два войска. Вся Москва молилась своей Заступнице, и Божия Матерь заступилась за землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать за Угры, заманивая татар на свой берег, но те неожиданно стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение от татар и было установлено празднество Божией Матери в честь Ее св. иконы Владимирской 23 июня.

Другое празднество Владимирской иконе Божией Матери, 21 мая, установлено в память спасения Москвы, в 1521 г. от нашествия татарского хана Махмет-Гирея. Вел. кн. Василий собрал тогда войско против татар, а митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это время одна слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля, покидая город, выходили московские святители, унося с собой Владимирскую икону Божией Матери в наказание Божие за грехи жителей Москвы. Но там их встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и слезно умоляли ие оставлять Москвы. После молитвы о прощении и избавлении Москвы от врагов святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому блаженному Василию. Москва была спасена: Махмет-Гирей узрел Божию Матерь, окруженную грозными полчищами, и, убоявшись, бежал.

Образ XX века

 

Текст из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.

Фотографии икон взяты из открытых источников сети Интернет.