1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр.

 

Николай Васильевич Гоголь

Размышления
о Божественной Литургии
  

 



 


ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
(от автора)

Цель этой книги – показать, в какой полноте и внутренней, глубокой связи совершается наша литургия, – показать людям, еще мало ознакомленным с ее значением. Для этой цели здесь выбраны из множества объяснений святых отцов и учителей Церкви только те, которые доступны всем своею простотою и которые служат преимущественно к тому, чтобы показать правильный исход одного действия из другого.* Намерение издающего эту книгу состоит в том, чтобы утвердился в голове читающего порядок всего. Он уверен, что всякому, со вниманием следящему за литургиею, глубокое, внутреннее значение ее раскрываться будет само собою.

ВСТУПЛЕНИЕ

Божественная литургия есть в некотором смысле вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося.

Скорбя от неустроений своих, человечество отовсюду, со всех концов мира, взывало к Творцу своему. И пребывавшие во тьме язычества и лишенные Боговедения сознавали, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, который в стройном чине повелел двигаться мирам, от Него созданным. Тоскующая тварь звала своего Творца. Бессильная понимать великий язык не только ежедневно совершающихся и говорящих событий в мире Божием, но даже разобрать и малейшую букву, требующую вековых усилий, выжидала она вразумления из уст Самого Творца. Воплями взывало все к виновнику своего бытия, и вопли эти слышнее слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и гадали, что если Создатель предстанет Сам лицом к человекам, то предстанет не иначе, как в образе создания Своего, созданного по Его образу и подобию. Вочеловечение Бога на земле предпоставлялось всем по мере того, как сколько-нибудь очищались понятия о Божестве; но ясно говорилось об этом только у пророков Богоизбранного народа. И самое чистое воплощение Его от чистой Девы было предслышано даже и язычниками, но ясно говорилось о том только у пророков.

Вопли услышаны; явился в мир, Им же мир бысть. Среди нас явился Он подобным нам, в образе человека, как предчувствовали, как предслышали и в темной тьме язычества, но только не в том виде, в каком представлялся Он их неочищенному понятию: не в гордом блеске и величии, не как каратель преступления, не как судия, приходящий истребить одних, наградить других, – нет, совершилось Его явление образом, только одному Богу свойственным ...

*Настоящая публикация сопровождена гравюрами академика Ф.Г. Солнцева из книги «Н.В. Гоголь. Размышления о Божественной литургии». СПб., издание И.Л. Тузова, 1910 г. 

Всяк, кто бы захотел узнать более таинственные и глубокие объяснения, может найти их в сочинениях патриарха Германа, Иеремии, Николая Кавасилы, Симеона Солунского, в Старой и Новой Скрижали, в объяснениях Дмитревского и проч.

 

1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр.

 

Тропинка к храму