Поминовение усопших

Не тяготейте к земле. Всё тленно – только одно счастье загробное вечно, неизменяемо, верно. И это счастье зависит от того, как проживём мы эту нашу жизнь!


Святитель Феофан ЗАТВОРНИК

 

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 8; 1 Цар. 31, 13; 2 Макк. 12, 43). В Церкви христианской этот обычай известен с самых древних времён. В древних литургиях, дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенною ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. Здесь находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, именно: третий, девятый, сороковой и годовой – в том же значении, какое им придаёт Церковь и в настоящее время. Отцы и учителя Церкви последующего времени, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его в молитвах, совершении бескровной жертвы и милостыни, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление, что оно соблюдается во всей Церкви и что литургия за умерших или принесение о спасении их бескровной жертвы есть самое сильное и действительное средство к испрошению усопшим милости Божией.

Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отошедших отцах и братьях наших при всяком Богослужении и особенно на Литургии. Но, кроме того, Святая Церковь творит в определённые времена особое поминовение всех от века умерших отцов и братьев по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, застигнутые внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

Кроме общего поминовения, совершается частное поминовение каждого усопшего в отдельности. Для поминовения новопреставленных Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Святого Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Числ. 14, 31-34; ср. Мф. 4, 2). Кроме того, из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших дни – третий, в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый – по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, и сороковой – по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжении сорока дней и по сближению этого дня с днём вознесения Господа. Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самоё тело его. Св. Макарий Александрийский некогда спрашивал сопровождавших его по пустыне ангелов: «Когда отцам предано совершать в церкви приношение Богу за усопшего в третий, девятый и четыредесятый день, то какая из того происходит польза душе преставившегося?». Ангел отвечал: «Бог не попустил ничему быть в Церкви Своей неблагопотребному и неполезному; но устроил в Церкви Своей небесныя и земныя таинства и повелел их совершать.

Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стрегущаго её ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за неё совершено, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес из мёртвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.

После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Всё это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего – Бога. Созерцая же всё это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: увы мне! Сколько я осуетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне, бедной!.. По рассмотрении же в продолжении шести дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых, души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осуждённой на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ея делам место. Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовение в сороковой день об усопших и принявших крещение». «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!».


Тропинка к храму