Смысл и последствия
химического «причастия»

Мы живём во времена широко распространённого упадка нравственности. Многие из наших современников уже более не считают культурные традиции имеющими смысл; религиозная жизнь или полностью отсутствует, или принимает нелепые формы; этические нормы поведения относительны, то есть относительны воззрения на добро и зло; в отношениях между людьми царят несправедливость, жестокость; отсутствует любовь; смысл жизни утерян. Большое количество людей сталкивается с вопросами, которые не представлялись трудными для русских людей, живших по идеалам христианства: Кто я? Как мне жить? Как быть счастливым? В чём вообще смысл моего существования? Нужно вставать каждое утро и идти в мир: бороться за успех или просто за выживание, пытаться быть счастливым, когда вокруг тебя только алчность, одиночество, пустота, предательство, чёрствость, безразличие, болезни, смерть... Что делать, если я одинок, подавлен, напуган, просто боюсь дальше жить и вообще не вижу в жизни смысла? Прекратить свою жизнь, убить себя, а может... попробовать героин? Всё большее количество современных молодых людей находят выход в последнем – в наркомании.

Наркомания известна с древних времён. Случаи одурманивания себя наркотиками описаны в художественной литературе. Например, в «Одиссее» Гомера главный герой вынужден был спасать своих друзей, одурманенных запахами цветков лотоса. В древнеиндийских книгах упоминается таинственная «сома», «божественный гриб» (мухомор). Почти все поколения колдунов пользовались подобными зелиями для более беспрепятственного общения со своими «богами», т. е. демонами.

В Европе в результате постепенного утрачивания христианского миропонимания и правильного воззрения на природу человека с XIX века начались поиски идеальной пилюли, влияющей на психику. Это вполне закономерно, ввиду материалистического, «биохимического» представления о сущности человека. Суть человека, существа богоподобного, личностного была сведена к плотской реальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, рефлексы, поведенческие реакции и прочее). Личность стала рассматриваться с позиции физиологически ориентированных точек зрения.

В 60-ых годах ХХ века, с появлением в Европе движения хиппи, началось распространение препаратов, вызывающих различные галлюцинации. Массовое употребление одурманивающих средств среди молодёжи началось относительно недавно, сначала в США, а затем и в Европе, среди группы «битников» и их последователей. Со временем наркомания привлекла к себе и молодёжь, не имеющую ничего общего с хиппи. Таким образом, среди молодёжи очень быстро распространяется психоделический – т. е. изменяющий сознание, деформирующий реальный мир – стиль жизни. Постепенно складывается некая специфическая субкультура наркомании со своими традициями, легендами, ритуалами, своим языком и даже своими героями. К тому же весь этот наркотический мир сильно приукрашивается, дабы привлечь к себе внимание других. Истинная «ценность» наркотической культуры открывается, как правило, тогда, когда человек уже практически не имеет сил вырваться из той бездны, в которую он довольно быстро и уверенно погружается.

Можно привести некоторые выдержки из писем и исповедей наркоманов, попавших в этот порочный круг наркотической жизни.

«Только потом я начала понимать, – говорит одна наркоманка, – что там, в том мире, ничего просто так не делается, никто ни для кого даже пальцем не пошевельнёт, если он в этом человеке не заинтересован. Там ничего нет, что обычно бывает между людьми. Никаких понятий о дружбе, помощи, ничего человеческого. И в то же время все держатся одной кучей. Такое невозможно представить: в одной квартире чуть ли не месяц живут люди, не связанные друг с другом ничем, готовые в любую минуту продать, сдать, утопить друг друга»1.

Или вот что пишет наркоман, желающий избавиться от порока:

«Ты даже не представляешь, как мне хотелось бы избавиться от этого пристрастия. Ты этого не можешь понять, потому что ты не наркоманка. Глупо, но я уверен, что тот, кто не колется, не в состоянии понять весь ужас этого порока...».

«Я уже в течение нескольких лет систематически отравляю не только свой организм, но и всю свою жизнь. Живу из последних сил. Был судим за подделку рецептов. Я уже в самом деле не выдерживаю. Я очень хотел бы вернуться к нормальной жизни...»2.

Сама окружающая обстановка жизни наркоманов мало напоминает нормальную человеческую жизнь. Вот некоторые зарисовки:«В комнате неподвижно сидели около десятка грязных оборванцев. Один из них начал что-то громко говорить. Его речь напоминала бред сумасшедшего, которого никто не слушает. Около него сидел другой наркоман, изо рта которого текла слюна. Ещё один, похожий на алкоголика, сидел, облокотившись о стену, и бессмысленно улыбался. Все были в полубессознательном состоянии...»3.

«По комнате расходился удушливый, резкий запах из котелка, в котором варилось что-то вроде супа. В этом запахе выделялась вонь протухшего лука, гнилых овощей. Время от времени обитатели комнаты с жадностью заглядывали в котелок. У некоторых в руках были грязные тарелки, у других – старые пластмассовые миски или консервные банки. Когда суп сварился, все начали его жадно поглощать. Ложек ни у кого не было...»4.

«Всё нас раздражало. Мы действительно опротивели друг другу и старались грубо обидеть друг друга. Каждый видел в другом свою собственную никчёмность. Человек ненавидит эту никчёмность и старается перенести её на другого. Для того чтобы доказать себе, что он ещё не совсем безнадёжен...»5.

«Нас связывал только героин. Мы были наркоманами и в компании совершенно не зависели друг от друга. Каждый беспокоился только о себе. Наркотик разрушает привязанность к другим людям»6.

Такие высказывания и описания позволяют представить себе, до какого уровня психической и социальной деградации доводят человека наркотики. Больше всех от этого страдают родители и родственники наркомана. Достаточно сделать одну выдержку из письма матери наркомана, чтобы убедиться в этом: «Сын, не умирай стократно; не делай нас несчастными, мы уже не можем смотреть на твою долгую смерть. Не обманывай нас больше, не катайся в муках от боли. У меня уже нет сил и слёз. И снова конвульсии рвоты, брызги крови на постели и стенах. Нас мучает страх, когда ты уходишь: может быть, ты уже мёртв! Нет!!! Сын, вернись!!!»7.

Когда наркоманов спрашивают, зачем они употребляют наркотики, они часто отвечают, что только наркотики позволяют им жить «подлинной жизнью»: расширяют и углубляют мир переживаний и чувств, сглаживают эмоциональные трудности – агрессивность, озлобленность, депрессию, отчуждённость; помогают уйти от различных жизненных трудностей, конфликтов; снимают психическое напряжение; дают глубже познать смысл их существования. В действительности они стремятся только к одному – уйти от неприятностей повседневной жизни, обманывая самих себя с помощью наркотиков. В этом случае наркотик действует как алкоголь, когда им «заливают горе».

Другим мотивом для употребления одурманивающих средств является чувство внутреннего «дискомфорта», которое возникает из внутреннего конфликта между собственной совестью и поведением. Каждый молодой человек сегодня уже с раннего детства познаёт многие тяжкие грехи, которые, оставаясь нераскаянными, давят и мучают. Подлинное облегчение и освобождение от этой тяжести можно получить лишь в Таинстве Покаяния и в искренней молитве к Богу. Но далёкие от Христа, от Святой Его Церкви, не имеющие достаточной веры и христианского знания молодые люди ищут средство, которое бы сняло эту тяжесть и сгладило неприятное состояние напряжения, вызываемое угрызениями совести. Говоря современным языком, наркотик приносит в данном случае некую психическую разрядку. Принимающий такое средство ещё не сознаёт, что это совершенно фальшивый путь улучшения настроения и самочувствия. Он думает, что наркотик открывает ему истинный смысл жизни. Однако постепенно формируется зависимость от наркотика, вначале психическая, затем физическая и так, совершенно незаметно для себя, такой человек становится рабом наркотика.

При разговоре с молодыми людьми об их наркотическом образе жизни многие признают справедливость утверждений о нереальности такой жизни, но утверждают, что химическое «причастие» деформирует реальность, сглаживает противоречия жизни и даже помогает найти духовную связь с другими людьми, создавая иллюзию любви, так им не хватающей. Наркотик становится как бы спасением от угнетающих психику проблем нашего времени – насилия, демонизации жизни и лживости мира, лежащего во зле (1 Ин. 5, 19).

Но всё это иллюзия. Более того, наркотик не только не спасает от трудностей жизни, но создаёт ещё больше проблем и, что самое главное, он готовит жертве своей вечное мучение по смерти. Мало кто задумывается об этом печально-реальном факте. Наркоманы часто видят смерть своих друзей, хотя и не плачут по таким поводам, ибо теряют способность к проявлению обычных человеческих чувств, но они плохо представляют себе, что происходит с душой всякого наркомана в то время, как тело засыпает смертным сном.

Слово Божие открывает нам, что наши души, по разлучении их с телами, присоединяются соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам – к Ангелам света или к ангелам тьмы. Смерть грешников люта (Пс. 18, 22), – говорит Писание, а то, что наркомания – грех и грех тяжкий, никто не будет отрицать уже потому, что она очень близко стоит к самоубийству. Кроме того, наркомания понуждает свою жертву к совершению многих других смертных грехов: к воровству, обману, всевозможным половым извращениям, о которых срамно есть и глаголати (Еф. 5, 12), к предательству, убийству, к отвержению Бога, наконец, ибо богом для них становится наркотик. Наркоман, срывая «запретный плод», нарушает всё десятисловие Моисея, все заповеди Божии. Зло от долговременной привычки обращается уже в качество человека и постепенно соделывает его неисправимым и способным единственно к жительству в аду. Наркомания – болезнь и болезнь не столько тела, сколько души (т. е. психическое заболевание от греч. yuch – душа); болезнь, которая убивает душу и совершенно отлучает человека от Божественной благодати, соделывая его жертвою ада. Число этих несчастных жертв неимоверно быстро увеличивается: увеличивается и грусть, и плач, и слёзы об этих несчастных. Таково коварство «белой отравы»8, и в этом заключается главная опасность сегодняшней, наверняка самой сумасшедшей, молодёжной моды.

Всякий благомыслящий понимает, что проблема наркотиков – проблема не материальная, и борьба с ней, ведущаяся с позиций материализма, не приведёт к желающим результатам. Это проблема духовная: наркотики «помогают» заполнить духовный вакуум, образующийся после отказа от христианства и принятия материалистического мировоззрения. Человек – это не только тело, но, как говорят святые Отцы Церкви, тело-душа-дух9 и личность в христианской антропологии рассматриваются в единстве этих частей, которое достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа. «Дух, – говорит святой Феофан Затворник, – жить в Боге предназначен, душа – устроять земной быт под руководством духа, тело – производить и блюсти видимую стихийную жизнь на земле под ведением их обоих»10. В этом единстве – здоровье и норма человеческой жизни. Восстановить эту норму жизни можно лишь только в христианстве, причём в христианстве правильном, то есть в Православии. Поэтому для успешной борьбы с наркоманией и со многими другими пороками надо приложить все силы к тому, чтобы восстановить веру наших предков – Православие.

Вадим КОРЖЕВСКИЙ
Тобольская Духовная Семинария

______________
1 Баймухаметов С. Сны золотые. Исповеди наркоманов. «Смена», № 9. (1535), сентябрь. Изд. «Пресса», 1992. С. 26.
2 Гурски С. Внимание, родители: наркомания! Пер. с польского. Изд. 2-е. М., 1989. С. 68.
3 Там же. С. 80.
4 Там же. С. 80.
5 Там же. С. 81.
6 Там же. С. 81.
7 Там же. С. 87.
8 Наркоманию ещё называют «белая смерть» по белому цвету героина – наркотика, полученного из мака.
9 Св. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. 4. М., 1993. С. 339; св. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Послания к Римлянам. Гл. 7, 14. М., 1996. – С. 421 и др.
10 Там же. С. 448.