Людмила КОЛОДЯЖНАЯ

 

 

 

ЯНВАРЬ

7 января –
Рождество Господа Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа


* * *
Неужели – сердце твое не дрогнет,
слова не вспыхнут, истлеют тихи,
ты не догадаешься, что по дороге
идешь, которой доверились пастухи?
Сердце не дрогнет твое, неужели?
Неужели, жизнь перейдя, продрог
ты, не догадавшись, что в колыбели
плачет, лучами задетый – Бог,
в час, когда открывает тайну
Марии – Звезда, возникшая в тенях туч...
Нам же, забывшим, мнится случайным –
тот, дорогою ставший Луч...
Неужели, не чувствуешь, как движенье
освобождает тебя... Как свежа
снежная мгла... Как – от униженья
избавляет – по этой дороге шаг?

Волхвы
Галки взлетают все выше,
Чтобы на кронах уснуть...
Верно, волхвы уже вышли
В свой осторожный путь.
Снежной дороги каша,
Самая глушь зимы,
И не увидишь даже
Луч среди этой тьмы.
В худшее года время,
В холод волхвы пошли,
Царских подарков бремя
Над головой несли.
Мглою, по снежной пыли,
Прочь от Ирода, прочь,
К цели идти решили,
Без остановки, всю ночь,
Сквозь безлистные кущи,
Чтоб не застыть, не заснуть...
Пел чей-то голос в уши,
Что безрассуден путь –
Есть ли Господь на свете,
Иль человек один?..
Маги пришли на рассвете
В теплую мглу долин,
Где из-под мокрого снега
Остро пахла трава,
Луч у корчмы, как веха,
Гибкие дерева
Над Его колыбелью...
Поняли путники – здесь;
Ангела голос свирелью
Им подтвердил: Бог – есть!

Давно это, помнится, было,
Но если б послал кто-нибудь,
По грязи, по снежной пыли
Волхвы б устремились в путь,
По тающей острой кромке,
В морозную глушь зимы,
Надеясь увидеть ломкий,
Единственный луч средь тьмы.

* * *
Каждого ждет воздаянье по вере.
В мире темно и грязно, и сыро.
Слово рождается в яслях, в пещере.
Правит страною какой-нибудь Ирод.
И пробираются по примете
Маги-волхвы – по сердца дрожи,
К свету, который во тьме лишь светит,
И достают дары осторожно.
Самое худшее года время,
Снег и слякоть, и ветер в лица.
Ветхих заветов проходит бремя.
Ангелы крыльями бьют, как птицы.
Время приходит молитвы ясной,
Неутолимой водою жажды...
Слово в пещере рождается, в яслях –
Бог, сходящий на землю однажды.
Снег и слякоть, и в лица ветер,
От непогоды куда нам деться?
Мы, как волхвы, идем по примете –
По дрожи сердца, по плачу сердца.

* * *
Рождество. Мягкий сумрак метели.
Взгляд вослед устремится лучам
Той Звезды, путь к Небесной Купели
В ранний час указующей нам.

Тишина. Ни тропы, ни тропинки.
Сонмы ангелов. Птичьи следы.
И на низко кружащих снежинках
Блеск растущий – пастушьей Звезды.

Человек – Образ Божий, подобье –
Ангел дальний повторит в ответ...
Не погаснет Рождественский свет,
На снежинки бессчётно раздроблен.

9 января – Давида царя

151-й псалом Давида
«Руце мои сотвористе орган,
и персты мои составиша псалтирь.
И кто возвестит Господеви моему?
Сам Господь, Сам посла Ангела Своего,
и взят мя от овец отца моего,
и помаза мя елеем помазания своего».


Невзрачен, беден дней исток –
овец в дому отца пасох,
бродя средь братьев тенью юной,
былинкой, безразличной миру...
Но персты сотворили лиру,
и песней возвестили струны
о Сыне, об Отце и Духе...
Иль ангелы, Господни слуги
слова несли все выше, выше,
иль звуки первые услышал
всеслышащий Господь Творец,
но от родительских овец,
был взят для высшего веселья...
Чело умащено елеем...
Стал – ратник я небесной рати,
отличный от родных, от братьев –
на них нет Божия огня,
высокие им чужды речи...
Не братья – я повергнул в сече,
врага, проклявшего меня...

Давид и Мелхола
Пала на долы
Сауловы ночь.
Мелхола,
Царская дочь,
Пастуха полюбила,
Сеть свила –
Из голоса – пастуха в рубище...
Бьется добычей будущей.
Песни ведь сети те же,
Только тоньше, да реже...
Мелхоле холеной стыдно –
Пастух, жених незавидный...
Но ведь мальчик, певец-пастух
Струн ли смехом, иль гуслей гулом,
Укрощает бесовский дух
Богом брошенного Саула –
Силой той, что всегда едина
У певца и у Бога-Сына...
У царя, у Саула – ночь –
Полюбила Давида – дочь...
Отрок, нищий –
Сильна обида...
Только – кличет
Мелхола – Давида...


19 января – Святое Богоявление
Крещение Господа Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа


* * *
Ты, идущий за мною, сильнее меня,
Я же – глас Твой в пустыне, воин,
Тишина Твоя, словно часть огня,
Я – коснуться Тебя не достоин.
Ты идешь в недоступной мне тишине,
И огонь Твой – в душе, как в нише,
К иордани-купели приходишь, ко мне,
И с небес Глас глаголющий слышен.
Жизнь Твоя – есть истина, путь, исход –
Гнев секиры падёт на корни,
Фарисей, покаянья отвергший плод,
Не избегнет кары позорной.
Это Ты, тишиною сметающий тьму,
Глас, которого ждал Исайя,
Каждый, сети, увидев Тебя, бросает,
Слыша: «Сделай прямыми стези Ему...»
Тишина Твоя, словно часть огня,
Я – коснуться Тебя не достоин,
Ты, идущий за мною, сильнее меня,
Я же – глас Твой в пустыне, воин...

* * *
Зло – печалию метит
Путь людей на земле.
Слово Божие светит
И в объемлющей тьме.
Вопиющий в пустыне,
Вам не слышен мой глас.
Я о Божием Сыне
Говорю – Он средь нас.
Я, крестящий водою,
На сандалях ремня
Развязать не достоин
У Того, Кто за мною,
Но был прежде меня.
Голубь, с неба летящий,
Знак Господень над Ним,
Что Он – Агнец, крестящий
Смертных Духом Святым.

* * *
Жалобный – женами путь освоен,
Если б воины пенью вняли,
Раны б твои я омыла, воин,
Б/ебрян рукав омочив в Каяле,
Или иной, крещенской водице,
Чей ледок убелен, припорошен,
На тот Дунай-иродань – зегзицей,
Где грех прощает Предтеча Божий...
Плач возлетает, как птица-голубь,
Плач, начатый в Путивле, утром,
Там, где светла глубью-далью прорубь,
Над тем ледком, что снежком припудрен,
Над крещенскою иорданью
Покаяньем путь осчастливлен,
Плачем-даром и плачем-данью,
Данью, собранною в Путивле.

 

ФЕВРАЛЬ

15 февраля –
Сретение Господа нашего
Иисуса Христа


* * *
Как Иов, ждем, разорены,
Творя молитву, благодарны
Тому, что соединены
Дни – верной вехой календарной.
Что вечен снег, туманя даль
Дней, успокоенных равниной,
Что праведно хранит февраль
Порядок праздников в глубинах.
Сквозь снеговой оклад времен,
Сквозь хлопья февраля сырые –
Сретенья тени: Симеон,
Иосиф, Девы Сын, Мария...
Слова сбываются из глав
Завета прежнего, пророков –
И старец смертный на руках
Бессмертного возносит Бога...
И долгих дней его тропа
Строкой притихшею обвита...
«Ты отпущаеши раба...» –
Слов старых – новая молитва –
«Владыко, отхожу к Твоим
Путям – бессмертия, успенья,
Спокоен я – очам земным
Твое увиделось спасенье...»
Порядок праздников февраль,
Врачующий, хранит в глубинах,
Где вечен снег, туманя даль
Дней, успокоенных равниной...

 

ФЕВРАЛЬ – МАРТ

Неделя о блудном сыне

* * *
«А о том надобно было радоваться
и веселиться, что брат твой сей был мертв
и ожил, пропадал и нашелся». (Лк, 15).


Поутру, в горных странах свежо,
От прохлады – острее утраты,
Брат мой! Праздники жизни чужой –
Затмевают родные пенаты.
Но, пройдя грезы даль, путь мечты,
Все изведав, отвергнув все кротко,
У последнего края, черты –
Ты вернешься, как в Библии отрок.
Как раскаянья сладки плоды!
После жизни свободной, безумной...
Как священные тихи сады,
Дома Отчего праведный сумрак,
Где, готовясь к великому дню
Торжества твоего возвращенья,
Я очаг твой все строже храню –
От беды, от нужды, разоренья...


* * *
Наш договор был устным –
Его не скрепили кровью...
Не знаешь, как в доме пусто,
Где пренебрегли любовью...
От шепота и до крика –
Проходишь ты жизнь-пустыню...
Не знаешь, как в доме тихо,
Где – ждут возвращенья сына.
Где сна неотступна совесть,
Тьма-бабочка жалом света
Приколота к вечности, то есть,
Где Бог нас зовет к ответу...
Мой ангел, тому ли страшно,
Кто дом-пристанище ищет,
Кто ожил на свете однажды,
Как ветер, что путнику свищет,
Преображая горсть пыли
В твои ли, мой ангел, крылья?

Неделя о Страшном Суде

* * *
Не этого ли дня,
    о котором Лука говорил, ты ждешь,
Не этого ли дня
    морозный над домом иней?
Не этого ли дня
    все сжигающий
        снежный дождь –
Дня второго пришествия Сына?
Не в этот ли день
    будешь меня ты звать,
        а я не услышу тебя,
            слушая голос вещий,
Не в этот ли день
    ты не сможешь вернуться, взять
        оставленную в доме жизнь,
            забытые с жизнью вещи?
Не в этот ли день
    буду я звать тебя,
        не в этот ли день голосом
            тишину разрушу,
Не в этот ли день,
    душу свою губя,
        может быть, я спасу
            твою, если не жизнь, то душу?
Не этого ли дня ты ждешь,
    о котором Лука говорил,
        не этого ли дня над домом дождь,
            все сжигающий, снежный.
Не этого ли дня предчувствие
    Бог нам дарил –
Дня разделения всех
    на праведников и грешных?

* * *
Дождь – печали итог.
Время придет потока.
Каждое облако – Бог,
Скрытый до срока.

Чудо будет без нас.
Дождик с утра прольется.
Птицы узнают час,
Час, когда Бог вернется.

Будет июньский день
Птичьим криком встревожен.
Дом твой накроет тень
Облака Божья.

Не перестанет лить
Дождь на черешни.
Сын вернется судить
Праведников и грешных.

Великий пост
В 1-ю Седмицу читается Великий
покаянный канон прп. Андрея Критского


Чистый Понедельник
Слов стрела к весенней вехе мчится,
Станет даль холодных дней пуста.
Воссияет Понедельник Чистый
Над святыней долгого поста.
Ветер с улиц пламя свечек косит.
Плачь, душа, и волю дай слезам.
Пламя растворяет и уносит
Соль молитвы прямо небесам.

Каждый шаг, как шаг по хрупким льдинам,
Путь свой совершая, чуть дыша,
Вспомни в этот час, что не единым
Хлебом ты жива, моя душа.

Стен святых приняв уединенье,
Вспомни здесь, в церковной тишине –
Галилейский Плотник искушенья
Все отверг, не внемля сатане.

Час молитвы, тайная дорога,
Плачь, душа и к небесам стремись,
Никому из смертных, только Богу,
Только Богу тихо поклонись.

* * *
Ветер рамы студит.
Март. Метели свисты.
Скоро он наступит,
Понедельник чистый.

Благовеста звоны,
Час обедни ранней.
Древнего канона
Слово покаянья.

Чисты снежны ризы,
Время для смиренья.
От беды, от жизни –
Время отрешенья.

Библии страница
Вздрогнет под рукою,
И душа, как птица,
Возлетит к покою.


* * *
Во дни поста, во дни печали,
    весенних растворенных рам,
    просторный лес
    с прозрачной далью
    чист, как небесный
    Божий храм.
И тишина вершин бездонна,
    и ветви спящие
    берез,
    к земле струящихся
    покорно,
    напоминают ливни слез.
В земле весенней тайно
    слитны
    вода и прах, и вновь готова
    душа для плача и для слова
    воспоминанья
    и молитвы.

* * *
Если путь, стезя – груба,
Если дали меркнут –
Светит тайная тропа
В Божескую церковь.

В дни, когда земных препон
Звук сильнее крика,
Плачет медленный канон
Мученика с Крита.

Там, под сводами кружа,
В призрачности горней,
Примет горькая душа
Слов небесных зерна.

Горесть грешную сотрет,
В серебре отлито,
Слово то, что прорастет –
Пламенем молитвы.

 

МАРТ

22 марта – 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

* * *
Окно случайно раствори –
Просветы, туч весенних клочья.
Листок календаря сорви
В тот день, когда день равен ночи.

Как хрупок в лужицах ледок!
Мороз вчера, сегодня, завтра...
День свеж – последний холодок
Декады тающего марта.

Как бесконечно далека
Ночь, воскрешающая Слово...
Сегодня день – тех сорока,
Замученных за путь Христовый...

 

АПРЕЛЬ

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

* * *
Весть – малу часть от пламени святого
Я донесла, как слово, до страницы,
В начале дня апрельского шестого,
К истоку благовещенской седмицы,
К границе, обведенной по лекалу
Луча скупым нажимом, тонко, сухо...
Я каждый звук несла, не расплескала,
Смиряя шаг, за шепотом, за звуком,
За смыслом, что вместить еще не может –
Приливом слова оглушенный смертный,
Я шла за словом, незнакомым с ложью,
За словом, оттененным тканью света...
То слово не вмещают буквы-рамки,
И каждый звук из буквы-ранки хлещет...
Произнесет то слово голос-Ангел,
И не удержит голос человечий...

* * *
Грусть и нежность оставляет в сердце Назарет,
В весенних сумерках, когда останавливаешься пред
Первобытно-грубым водоемом, колодцем,
К которому сбегаются по каменистым уличкам овцы,
К которому когда-то приходила Она,
В то весеннее утро, совершенно одна
И наклонялась над этой колодой грубой,
И слышала плеск воды и архангела трубы,
И застывала в наклоне, в смущенье,
И это было – Первое Благовещенье...
Грусть и нежность оставляет в сердце Назарет
И Ее жилище, пустующее уже две тысячи лет...

* * *
Ветвей темнеющие жилы
Блестели первым влажным глянцем.
Носящий имя Гавриила,
Был самым юным из посланцев.
    Склонился Он пред Девой спящей,
    Жизнь Словом гордым намечая,
    В апрельский полдень тот слепящий,
    В тот час, затопленный лучами.
А Ей – Его благословенье
И Слова тайное величье
Казались только продолженьем
Игры лучей, осанны птичьей.
    Час этот Ей казался даже –
    Лишь тишиной, знакомой с детства...
    И только непривычно тяжесть
    Скользнула медленно под сердцем...

* * *
Душа, причастная небес,
Свидетель, и не отрицает
Существования чудес –
Ей мир иной сквозь тьму мерцает.
    Душа внимает и молчит,
    И ветер крыльев – не пугает,
    И, как Марии, вновь звучит
    Ей Весть Архангела благая.
И Вести вторят ум, уста,
Звук чистый окрыляет Слово –
Навек прильнуть к стопам Христа
Душа, ожившая, готова...


Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим

* * *
Об этом ли апрель неверный
поет – о страсти птиц, о сути
тех сил, что оживляют прутья
предвестьем дней недели
Вербной,
захватывая новизной,
участьем
в бесконечном споре,
молитвой – в одоленье горя,
в последних плачах,
на Страстной...

* * *
Слышишь в ранней тишине
Вести звук, еще не верный?
Тень ночная на стене
Ветки опушённой вербной.
Линия её, стрела,
Словно тонкая граница
Между миром тем, где мгла
И – небесною страницей.

* * *
Все совершается навеки,
Уходит в вечность, за черту.
Ложатся вербные побеги
К стопам Идущего к Кресту.
Пройдя близ высей Елеона,
Предчувствья грустию томим,
Христос на ослике покорном
В Святой спешит Ерусалим.

Менял, купцов разгонит в храме,
Непонимаемый толпой...
Чтоб стать Распятым в страшной драме,
Чтоб нам стать – Истиной, судьбой...


Страстная седмица

Страстная среда
Апрель разбрасывает снег на паперти,
Близится пасхальная пятница,
Двери храма никому не заперты,
Все мы – причастники и причастницы,
Службу долгую стоим, не ропщем,
Шепчем: Да не введи нас во искушение...
Внимаем слову на исповеди общей,
Выстаиваем к батюшке «на отпущение...»
Это ожидание – подобие бледное,
Да и ты так думаешь, не так ли? –
Так же встанем к Суду последнему,
В очередь, к прощающему Ангелу,
К тому, читающему сейчас кафизмы,
Сплетающему под сводом слов узоры,
Голосом, преломленным сквозь призму
Доносящихся с улицы разговоров...

Тайная Вечеря
К небесам далеким
путь открыт,
время клонится
неумолимо,
дом случайный
близ Ерусалима –
для Вечери Тайной
стол накрыт.
Шум воды идет
издалека,
и встает
из-за стола Иуда...
Смертная печаль
уже близка,
близко все, что предвещает –
чудо...

* * *
Клонится неумолимо
время. Возле Ерусалима
приют случайный,
стол накрыт для Тайной
Вечери. Капель медлит...
К концу недели
апрель перебирает петли
дождевой канители –
шум воды издалека
идущий...
апостол к апостолу
наклонился... Рука
предающего –
водит по столу...
Как луч дающий
яд,
скользит мимо
собравшихся – Иуды взгляд,
взгляд, видящий Ад –
не видящий Слово...
ученик любимый –
на груди Христовой...

Голгофа
Святые страницы
привычно
стремишься перевернуть...
Границами
рощи масличной
начнется – единственный Путь,
крутой переулок,
дорога,
тот холм, та пустыня окрест...
Шаг – гулок,
от коего дрогнет
Твой смертный невидимый крест...
Та боль, та молитва, страданье,
которое – жизни итог,
когда пробуждается
тайно
в душе – побеждающий
Бог.

* * *
Тебе, подобию Творца,
Не избежать того венца,
Что связан из колючих терний,
Венца, в который свиты строфы,
И вновь видение Голгофы
Мне затмевает час вечерний.
Мне затмевает час вечерний
Тоска и слабость, дрожь боязни,
Видение жестокой казни,
И крики ждущей крови черни,
И звук бичей, холодный, мерный,
Душа, уставшая от битвы,
Прощальный проблеск – плач молитвы,
И сон учеников неверных,
Маслин серебряные кроны,
Склоненье их в струи Кедрона,
И блеск Звезды, живой, как чудо,
Толпа рабов, толпа холуев
В уста последний поцелуй
От одного из них – Иуды...
Ерусалимские палаты,
Допрос поспешный у Пилата,
И Иудеев клич в день судный,
И склон горы с покровом скудным,
О, мука смерти так проста! –
От крови теплый брус креста,
И смертный час после полудня.
Свершилось. Пусто. Умер Бог.
Таков сюжет, таков итог
Идеи вечной искупленья.
Три дня беззвучны и глухи,
Бог умер, наши взяв грехи,
Вселив надежду Воскресенья...

* * *
Мысль за мыслью идет
То своею тропой, то чужою.
Образ Божий растет
И теснится в соседстве с душою.
В тишине и в огне,
Он на ребрах распят, как на пяльцах,
Бог-младенец во мне
Возрастает до Бога-страдальца.
Распрямляясь, как нить,
Как росток из пылинки горчичной,
Чтоб со мной пережить
Еще раз сумрак рощи масличной,
Чтоб меня провести
Через дни к той единственной ночи,
Чтобы произнести
Еще раз: «Авва, Отче!»


СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

Пасхальное утро

«И когда они были в страхе <...>
сказали им: что вы ищите живого
между мертвыми?» (Лк. 24, 5).


«Ангел же <...> сказал: Его нет здесь:
Он воскрес, как сказал <...>
И пойдите скорее, скажите ученикам
Его, что Он воскрес их мертвых и предваряет
вас в Галилее <...>»
Пещеры каменной утроба
В день третий отворилась им.
Но пуст был гроб. У края гроба
Обжег их Словом Серафим,
Подобный огненному ветру,
Но голос Ангела был тих –
Зачем – Живого среди мертвых
Вы ищите – не меж живых?
Оставив смертно одеянье,
Исус, вы видите, исчез...
По замыслу, по предсказанью –
Был распят, умер, но воскрес!
Ночь кончилась. И день светлеет!
Спешите же к ученикам,
И возвестите: в Галилее
Господь их предваряет Сам...

Пасхальное утро
«Иисус говорит ей: жена!
чт/о ты плачешь? Кого ищешь?
Она, думая, что это садовник, говорит Ему:
господин! Если ты вынес Его, скажи мне <...>
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне,
ибо я еще не восшел к Отцу Моему<...>»
(Ин, 20, 16-17).

Сегодня будет одинок
Мой день и светел.
Лишь ветер солнечный у ног,
Лишь ветер.
    Я рано, рано выйду в сад,
    Готова к чуду.
    И вдруг почувствую Твой взгляд
    Везде, повсюду.
И я услышу тихий зов
Сквозь шелест крылий,
Сквозь возгласы учеников –
Я здесь, Мария!
    От слов Твоих – такая тишь,
    И слезы льются...
    Но Ты, как облако стоишь,
    Нельзя коснуться.

 

АПРЕЛЬ – МАЙ

Неделя 2-я по Пасхе - апостола Фомы

* * *
«Другие ученики сказали ему:
мы видели Господа. Но он
сказал им: если <...> не вложу
перста моего в раны от гвоздей,
и не вложу руки моей в ребра Его,
не поверю.» (Ин, 20, 25).


Быть может, дождь шумел во мгле,
Быть может, капли чистых слез...
Прошел в час этот по земле
Уже невидимый – Христос.
Воскрес и замер птичий гам,
Поднялся ветер, снова стих...
Приблизившись к ученикам,
Христос, как луч, прошел меж них.
Возник, исчез, сводя с ума,
И вновь возник у той черты,
Минуты той, когда Фома
Вложил в следы от ран – персты.
И в этот миг, как будто звон
Раздался с плачущих небес.
Фома воскликнул: Это – Он,
Я верю, верю, Он – воскрес!
Так и сейчас – шумит во мгле
Не дождь, потоки чистых слез.
В час этот ходит по земле
Уже невидимый – Христос.

6 мая – вмч. Георгия Победоносца

* * *
Путь расплаты,
жизнь неустроена,
беглый блик лампады
во мгле –
но Георгий кием
раздвоенным
прижимает змия
к земле –
на рисунке, в кленовой
келье,
опаленном
земном рубеже,
где еще медлит свет
веселья,
но уныния нет
уже...
За окном
в березовой
роще –
прах – морозное
серебро...
Снежной шали
лоскут берем –
серебро печали
пророчит...
О печалях –
в снежной отчизне
забываем, в речах,
вдвоем...
Защити нас, Георгий,
от жизни –
чуть раздвоенным гордым
копьем...

Неделя 3-я по Пасхе – святых жен-мироносиц:
Марии Магдалины, Марфы и Марии (сестер Лазаря)

Мария Магдалина
(надпись к иконе)
Позолоты
лучами исколота
мгла,
паутинки путей
тенью вторят истокам....
От иконы твоей
лепестками тепла
благодать
ниспадает
и множится в строках.
И в молитве рука
возлетает, как щит,
и молитвы строка
пробегает, недлинна...
С покаяньем – в домашнем
киоте стоит,
как на Страшном
Суде, Мариам-Магдалина.
Отблеск Рая, как древний
забытый мираж,
сколько ж троп исходить,
чтоб ступить
на короткий,
путь мой смертный,
где Ангела взмах-карандаш
вдруг очертит
меня – и смиренной,
и кроткой...

* * *
Смертным просторам –
Стану покорна...
Как Вероника,
Плат с Ликом
Нерукотворным,
Бережно, на весу –
Образ Твой пронесу,
До Суда Страшного –
Уставшею
Магдалиной –
Образ, крупицу правды –
До последней долины
Засушливой – Иосафата...
Образ инеем припорошен
Вечности, словно сон...
Образ – посильная ноша –
Бессмертен и невесом...

Марфа и Мария
«У ней была сестра, именем Мария,
которая села у ног Иисуса и слушала
слово Его.» (Лк, 10, 39).

Да, душа ведь – Мария, не Марфа,
Только б – взгляда ей не сводить...
Держишь душу в руках, как арфу,
Напряженную слышишь нить.
Только б душу, в сердцах, не корили
За восторг, униженье, каприз,
Ведь не Марфа она, Мария,
Устремленная взглядом в высь,
За Учителем – каждое слово
Повторяя, спеша, служа...
Божий Глас, дуновенье эола,
Голос Твой... Всё – дрожит душа...

 

МАЙ – ИЮНЬ

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

* * *
«Он поднялся в глазах их,
и облако взяло Его из вида их».
(Деяния, 1, 9).


Миг Вознесенья. Сквозь простор –
Крестообразный прочерк линий.
Цвет вечности. Цвет темно-синий,
Небесных сфер, как эхо, хор.
И взгляд Христа. Земной укор
Все тише. Ввысь крута дорога,
Уже не человека взор,
Но строгий взгляд Живого Бога.
И возгласы учеников
Сын Возносящийся не слышит,
Но лишь Отца далекий зов,
Тот зов, что облака колышет.
И нет пространств, и нет времен...
Сокрытый облаком туманным,
Христос уже не виден... Звон,
Звон вечности, и в сердце – рана,
И кровь сочится, как вода...
Но навсегда уже над нами –
Взгляд Сына, чистый, как звезда,
И обжигающий, как пламя.

Неделя 8-я по Пасхе -
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
День Святого Духа

Троица
Душа не счастья ищет, но
Того, о чем сказал давно,
Когда-то, из великих кто-то –
Той музыки, в которой ноты
Земные больше не слышны,
Того блаженного полета,
Где ветр и крылья не нужны,
Той точки, где стоят на страже,
Три Ангела вкруг светлой чаши,
И их взаимное склоненье
Смиряет наших душ волненье.

* * *
...или – березой в Троицу стань,
в шелест проникнув слухом,
прядки вздохов вплетая в дань –
Святому Духу,
в этот, над чашей склоненный день,
над крутизною пологой...
Трое склоненных... И Третий – тень
Первого Бога.
Жизнь пробегает сквозь крыл кольцо
возгласом кратким.
Кто к Кому склоняет лицо? –
бьюсь над загадкой.
На горизонте цветущем – твердь,
склоны пологи...
Только зачем посылает на смерть
Первый – Второго?
Может, Второй и подскажет ответ,
кроток и светел...
Первый склоненный – тень или свет,
Третий Бог – ветер.
Ветер дням подводит итог,
каждому вздоху...
Третий склоненный – огромный вздох
Первого Бога.

* * *
Сырость, дождя завеса,
Вздох последней капели,
Но на окраине леса
Голуби вдруг взлетели.
Шелест их крыл для слуха
Тайной подобен лире.
Снова Святого Духа
Слышишь присутствье в мире.
Путь воздушный, обводный,
Там, над ветвями, выше...
Снова душа свободна,
Там где хочет, там дышит.
Есть – шелест крыл, да пенье
Белой родной страницы,
Есть только плач, смиренье –
Божией голубицы.

 

ИЮЛЬ

7 июля – Рождество честного славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Глас вопиющего в пустыне
«Был человек, посланный от Бога;
имя ему Иоанн. <...>
Он сказал: я глас вопиющего в пустыне».
(Ин, гл. 1).

Звук-предтечу легче сберечь
    плачем-покровом,
Утро летуче лепечет – сжечь
    ночное слово,
Чтобы не растерялся ты,
    спутав обличья
Слова-низости и – высоты
    слова-величья.
Утро-луч, оболочку губя
    слова, действует честно,
Чтобы не испугало тебя
    слово-бездна.
Чтобы тебя не попутал бес
    гласных лукавых,
Чтобы ты обошелся без
    слова-ловушки-славы...
Чтобы ты медлил на берегу
    жизни, невинен,
Звук-предтечу я стерегу,
Глас в тишине-пустыне.

12 июля – славных и всехвальных
первоверховных апостолов Петра и Павла


Отречение Петра
«В эту ночь, прежде, нежели
пропоет петух, трижды
отречешься от Меня».
(Мф, 26, 34).


Дух немощен. Постыдна плоть.
Но Ты меня отметил.
А я предам Тебя, Господь,
И трижды вскрикнет петел.
Всей жизнью я к Тебе влекусь,
Но сам себе опасен –
В ту ночь я трижды отрекусь,
Предам Тебя, мой Пастырь.
Беспечно я засну в саду,
В той Гефсиманской чаще,
Забыв о том, что Ты в поту
Смертельном пьешь ту чашу.
Я – часть лукавого огня,
Наказан я сомненьем,
Когда уйдешь Ты от меня,
Жизнь станет искупленьем.
И Ты еще меня спасешь
В земном пути палимом,
Когда спрошу: Куда идешь,
Господь? Ответишь: к Риму...
О чем в той давней темноте
Пропел мне трижды петел?
Поникну в муках на кресте –
Ведь Ты меня отметил...

Второе послание апостола Петра
«У Господа один день, как тысяча лет»
Как дети, все еще душою растем,
Желая исполнения обетований.
Вот и Симон Петр об этом пишет в своем
Втором Соборном посланье.
А я лишь переписываю для тебя, брат мой...
То, что грядет, и страшно, и просто –
Тысяча лет, которая кажется тьмой,
Один лишь сияющий день у Господа.
Нет, не медлит Господь, долготерпит нас,
Желая, чтобы каждый пришел к покаянью,
И тогда Он вернется. И будет час,
Когда окончится тысячелетнее ожиданье.
Этот день ночью придет, как тать,
Успеешь ли осознать, что пришло – спасенье?
Что в вечность уйдешь таким, каким успел стать
До этого предсказанного мгновенья?
Пусть не смущает тебя, брат мой, тень,
Скрывающая то, что страшно и просто...
Через тысячу лет, которые, как один день,
Как один сияющий день – у Господа...

Апостол Павел
«Савл, Савл» что ты гонишь Меня?
трудно тебе идти против рожна.»
(Деяния, 26, 14)


Сквозь имя Саулово, ломкое,
в каемке злой славы –
проступает емкое
имя Савла,
гонителя Потомка
Давидова – главного...
Натруженные, не остужают
злобу гусли...
Истерлись персты – струн не тронешь...
Но слух Савлов разрушает
Голос, врастающий в жилы-русла
- «Зачем же – Меня ты гонишь...»
Голосом – скалывается маска.
Эхом скудным
звуки вплавляются в – Павел...
Идущему к Дамаску –
против рожна идти трудно
- против Божьих правил...

26 июля – Собор Архангела Гавриила

* * *
Вновь над певучим листом
Голову низко склонила –
Сердце мое полонила
Грусть об Архангеле том,
Девы о коем грустят,
Ждут, но приблизить бессильны...
Как мимолетные крылья,
Эти листы шелестят.
Речь, как таинственный ключ,
Крылья – отраднее тени
Райской, отраднее кущ
Рощи, прозрачной, весенней.
Не говорит, а поет
Звуком, что слаще лести...
Каждой весною ждет
Сердце – радостной вести...
Голос уносит в Сад,
Плачущий, соловьиный,
Душу уводит взгляд,
Профиль его орлиный...

* * *
О время, сверкни нежной спицей!
И сердце к тем вехам верни...
Архангел слетает, как птица,
Апреля холодные дни.
О, как одиноко в жилище,
Как медленно тянется день,
А Дева – иль ждет, или ищет
Небесную легкую тень.
Как речи певучи, недлинны,
Смиренно дрожанье ресниц...
Запомнит лишь профиль орлиный,
Да первые щебеты птиц.
Но как в этом плеске крылатом
Понять, что являлся Ей – Бог?
Запомнит лишь крылья, как латы,
Да сухость весенних дорог.

 

АВГУСТ

6 августа – мчч. блгвв. кнн.
Бориса и Глеба, во Святом Крещении
Романа и Давида

* * *
Август, зови на тризну,
накинув ризу,
цвета пепла полей,
свободных от хлеба –
сблизим смелей,
слова, молясь за Бориса
князя,
за князя
Глеба.
Август, дождя
набросив рясу,
росой цветя
слезы пролитой,
прибитой пеплом,
сблизим молитвы
слова – за князя
Бориса, за князя
Глеба.
Август, от уст –
плач альтом
льется пусть,
ангелом летит в пустыню
небес, за убиенного
на Альте,
за убиенного
на Смядыни,
за святых, что бродят
авелевыми тайными
тропами,
не пошедших против
Святополка-каина...

К иконе (свв. кнн. Борис и Глеб)
– Скажи мне, отчего такая тишина,
что звук не улетает в высь, а тонет.
– Скажи мне, отчего дорога не видна,
не слышно, как ступают кони?
– Не жди ответа, брат мой, лучше
вопроса два в один соединим.
– С земной листвой не схожи эти кущи,
скажи, в какие дали мы летим?
– Здесь травы движутся, хотя не слышно ветра,
скажи мне, отчего распалось дней кольцо?
Как здесь светло, но где источник света?
Мой брат, как празднично твое лицо.
– Ах, брат мой, кто же задувает пламя,
и отчего во мне растет покой,
и гаснет, гаснет, гаснет память,
сравнима с высохшей, иссякшею рекой?
– Твои вопросы, брат, моим сродни,
скажи мне, отчего земным теплом не греться,
скажи мне, отчего так потемнели дни,
и только боль не отпускает сердца?

14 августа – начало Успенского поста

* * *
Успенский пост. Запрет глухой наложен
На речь пустую. Сомкнуты уста.
Успенский пост – томительней и строже
Холодных дней Великого поста.
В небытие летят сухие листья.
Иссякла лета Божья благодать.
Нам эти дни даны, чтоб вспоминать
О днях земных, о бытии Пречистой.
На золотом убранстве первый иней
Прохладным утром, как узор, дрожит...
Как велико смиренье – пережить
На двадцать лет единственного Сына.
Избыть страданье до конца, без меры,
С молчаньем, как защитой, на устах,
Заполнив жизнь единственною верой –
О встрече с Сыном там, на небесах...

19 августа – Преображение Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа


* * *
«При сем Петр сказал Иисусу:
Равви! Хорошо нам здесь быть;
сделаем три кущи: Тебе одну,
Моисею одну, и одну Илии».
(Мк, 9, 5).

Дым облака, сошедшего с вершины
Туманом разметался по ущелью.
И Он, Себя назвавший Божьим Сыном,
Сказал ученикам: здесь – мы у цели.
Сон оковал троим уста и вежды,
Сквозь дымку сна прожгло их, просияло
Его Лицо, как солнце и одежды,
И пепельный хитон, и покрывало.
Был этот свет, как дальний зов влекущий
Сквозь мелкий дождь, что над землей рассеян...
И Петр сказал: «Я сделаю три кущи –
Тебе, Илье, пророку Моисею».
Был тихий Глас, как дальний свет зовущий,
Плач, сквозь лучи, в ночи троих встревожил...
И Петр сказал: «Я сделаю три кущи –
Пророкам и Тебе, как Сыну Божью».
Был этот день для дней грядущих знаком
Судьбы посмертной и посмертной славы...
К утру росою увлажнились травы...
Но шли за Ним – Петр, Иоанн, Иаков.

* * *
Преображенья ширилась прохлада
Над куполом, над каждою главой,
К той, первозданной восходя – из Сада
С невянущею, девственной листвой.
Слова перекликались в точной рифме,
Звук в небесах подобие искал,
И каждый лист, как ангел, в светлом нимбе
В лучах рассветных ожил и восстал.
И тень крыла, летучая, резная,
Как штрих небес проникла меж страниц,
Как будто говоря – душа земная,
Когда-нибудь, и ты – преобразись!

28 августа – Успение Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии

* * *
Утром летним, дождливым, ранним-то,
Видишь, ангелы делом заняты –
Ризу влажную ткут – дождевицу,
Богородице – плащаницу,
Чтоб нетленное тело тканию
Утром летним – окутать – ранним.
В каждой капле заплачет колокол,
За апостолом послано облако,
Чтоб успел каждый брат речистый
К дню Успенья успеть, к Пречистой...
Делом заняты ангелы важным –
Дождевицу ткут Деве – влажную,
Утром летним, дождливым, ранним,
Чтоб открылось Фомы опозданьем
И ему, и апостолам-братьям,
Что нетленное тело взято
В третий день по Ее кончине,
В небеса, одесную Сына...
Видишь, утром дождливым, ранним-то
Плащаницу ткет Деве ангел-то...

* * *
Что в душе отозвалось,
Промелькнуло, как лента?
Легок облачный парус,
Невесома легенда.
Из дождинок цепочка,
Как пропетое слово.
К тени вечера прочно
Остов тучи прикован.
Как к протяжной руладе
Мчится птичие пенье,
Август тянет к прохладе,
Август тонет в Успенье.
Слово дальнее слаще,
Чудо давнее просто –
С облаками спешащий,
Опоздавший Апостол.
Чудо – ласточка веры.
Слезы первые смою,
Застывая пред Девой
Рядом с бедным Фомою.
Легок для Вознесенья
Свежий воздух осенний.
Вместо тела Пречистой –
Поясок золотистый...

* * *
... и первый прилив вдохновенья
оставит в душе холодок,
на глади тетради, к Успенью,
начертано несколько строк,
тех строк, что узорней каркаса,
тех строк, что твердишь наизусть,
в те дни, когда золота Спаса
рождает не радость, а грусть,
в те дни, когда справа и слева –
лишь ангелов голоса,
поскольку Пречистая Дева
восходит на Небеса...

 

СЕНТЯБРЬ

11 сентября – Усекновение главы Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна


* * *
И были ее движенья
Изгибами хищной птицы,
И танец был, как сраженье,
Чтоб выдан был в награжденье –
Пророк, сокрытый в темнице.
Она была злою силой,
Знать не желая о чуде,
Она над Ним слез не лила,
Сложив Его крылья на блюде.
А Он был – Предтечей Спаса,
Ангел, посланный Небом,
Тем вопиющим Гласом,
Который услышан не был...

17 сентября – иконы «Неопалимая Купина»

* * *
Слово кличу негромко,
То, что ждет у окна,
Слова каждого кромка
Словно опалена.
Обжигает страницу
Чей-то шаг, шага хруст,
В слове-ветке таится
Слово-Бог, Слово-Куст.
Слова шаг – мне на зависть,
Мне бы путь без конца...
Перед словом склоняюсь –
Не обжечь бы лица.
Слово, звуком гонимо,
Борется с тишиной
Светится неопалимой
Веткою-купиной...

* * *
Страница – источник, средоточье уст,
    заповеди Божьи говорящих,
    строка, парящая,
    как ветвь горящая,
    страница-пустынница, словно куст...
Слушать, слышать – одна должна...
    ухожу от толпы рассеянной
    шагом, жаждущим, моисеевым –
    за словами – растерянная
    тишина...
Мир становится тих и пуст –
    все вбирает земные речи
    Бог – говорящий терновый куст,
    куст-предтеча –
    вечности...

21 сентября – Рождество
Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и
Приснодевы Марии

* * *
«Едва Анна произнесла эти слова,
предстал пред нею Ангел Божий:
– Молитва твоя услышана.
Ты зачнешь и родишь дщерь
благословенную. Ею дастся
спасение всему миру и
наречется Она Мариею...»
«Жизнь Богородицы».

Лазурью гремит сентября торжество.
В церквах повторяют тропарь и осанну –
Хор славит чету – Иоакима и Анну,
И дочери их, Мариам, Рождество.
В далеких веках вопрошал иудей:
«Что может быть доброго из Назарета?» –
Жизнь Божья свершается в срок, по Завету,
И судьбы сбываются силой идей.
Бессчетны те слезы, что Анной пролиты,
Бездетной женой из Давидова рода...
Но если бессильна земная природа,
Воздействует Слово и чудо молитвы –
Фаворским лучом в растворенную дверь
Врывается свет... Глас, певучий, как лира,
Ей шепчет: «Родишь ты пречистую Дщерь,
Ту Деву, что дарит Спасение миру.»
Лазурью звенит сентября торжество.
Возносится в храме тропарь и осанна,
Мир славит чету – Иоакима и Анну,
И дочери их, Мариам, Рождество.

29 сентября – мц. Людмилы, кн. Чешской (+927)

* * *
Средь сонма светлого Святых
Тебя не различить – Ты с краю...
И потому, так близко к Раю,
Средь трав цветущих и густых.

День Ангела. И в хрустале
Горят цветы. Тебе, княгиня!
Меня Твое спасает имя
В том мире, что лежит во зле.

Из дали, мрака тысяч лет,
От подвига и от мучений –
На эту жизнь идет свеченье,
На эту жизнь, где меркнет свет.

 

ОКТЯБРЬ

14 октября – Покров Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии


* * *
Иль вечер чуток в час чудес
К властительному ветра пенью –
В нем голос Бога тонет тенью
И тянет к тяжести словес.
К простору рвется кровь и кров,
Пространство дней равно простору.
И Божий суд смягчен укором,
Как сумрак снегом, на Покров.
Душа! В час этот замирай...
Ты чаешь час, число заранье...
Изранена рыданьем ткани,
Мария-Дева с замираньем
Из Рая переходит в Рай...

* * *
Слова, поникшие как травы,
Как будто стали тише. Пусть.
Пусть распрямляет их не слава,
Не торжество, а только грусть.
Из грусти соткан в дни Покрова
Прозрачный воздуха узор,
Как плат, раскинутый над кровом –
Пречистой Девы омофор.
Плеск ткани, словно утешенье,
Как еле слышимый ответ,
И вторит каждому движенью
Сквозь ткань прошедший – ранний свет,
Свет, что становится основой
Все возрастающего дня...
И снова вспыхивает слово,
Как от случайного огня...

* * *
Времени линии-швы расходятся...
Вечности клином-заплатой
скрепим ли дни? – Распростертым Платом –
из ладонных глубин – Богородицы...
Тканью израненною, без веса –
шелком прощающим крыл распахнутых...
Нам не важно – дождя ль завесой,
серебристой дорожкой праха ль
снежного... Нам не важно,
чем укроет творящих молитву,
нас – Богородица – саваном влажным
пролетающих слез пролитых...

17 октября – мч. Вероники

* * *
Веха, ветвь... Подними, урони-ка,
как различить-то издалека,
имя ли тронет мое – Вероника,
незаживающая века
рана, льнущая к дням легенда,
плат, продетый в ущелье-ушко
времени, ставший нетленною лентой –
эхо легенды летит далеко...
Тысячелетия стали далью,
стынет, тянется имя-вздох,
тени событий длиннее стали
в линзе льющихся вех-эпох.
Тенью тянусь я нощно и денно...
Кто я для тьмы? – одна из заплат...
Верная времени тень – нетленна,
верный тени – нетленен плат.

 

НОЯБРЬ

21 ноября – Собор Архистратига Михаила
и прочих Небесных Сил бесплотных


* * *
Пламя хлопьев,
Огонь заоконный...
Как подобье –
дыхание крыл,
что раскрыл,
на мгновенье с иконы,
Ангел-воин,
Святой Михаил –
Охранитель
небесного тыла,
тени-нити,
смерти-черты...
Сердце чувствует
путь высоты,
и присутствие
гневной силы,
чья святая десница
крепка –
серафимы – как птицы,
как звенья,
вечный сонм,
о котором строка,
как огнем,
на листах Откровенья –
стих седьмой из срединной главы –
о падении сил сатаны...

27 ноября – Апостола Филиппа
Заговенье на Рождественский (Филиппов пост)

* * *
Ладони-бабочки жмутся к огню.
Теплом – одиночество слижет.
Время пробирается к апостольскому дню –
все ближе.
К точке,
дающей равновесие календарю,
к строчке,
которую наугад творю
на разлинованном листочке,
к стиху, из строчек сплетенному,
к строке-пути в бездорожье,
к стиху, скрепленному
только – дыханием Божьим...
К ладану, медленному огню
лампы-лампады,
к началу зимы, непорочному дню –
апостола-брата...

 

ДЕКАБРЬ

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Введение во храм
Бог наставляет на путях
Земных, запутанных, убогих,
И Богом данное Дитя
Посвящено должно быть – Богу.
Закон, что с древности храним,
Не выполнить – путь святотатства...
И ждали Анна, Иоаким,
Когда придет пора – расстаться
С Марией, что в просторный храм
Войдет... И выйдет голубицей,
Той Девою, Которой дан
Путь – Вести вняв, смириться
Рабою Божией. Уму –
Откроется чудесно-рано,
Что в храм вошла Она к Тому,
Кому Сама же – станет Храмом...

13 декабря – Апостола Андрея Первозванного

* * *
«И они тотчас, оставивши
сети, последовали за Ним.»
(Мф. 4, 20).


Первым – я Господа встретил...
Словом призывным согрей!
Я над заштопанной сетью
Бьюсь, Первозванный Андрей.
Сколько б я не жил на свете,
К голосу я не привык
Божьему... – Бросивший сети,
Бросивший жизнь ученик.
Слухом привычно отобран
Тихий шелковый звук.
Голоса нитью заштопан
Невод, что брошен и сух.
Лодка готова к отплытью,
Я не рыбак – словолов –
Голоса штопаю нитью
Невод, сдержавший улов...

24 декабря – святых праотец (Иакова, ...)

Лествица Иакова
«И увидел во сне: вот лестница
стоит на земле, а верх ее касается неба;
и вот, Ангелы Божии восходят
и нисходят по ней.»
(Быт, 28, 10).


Тропка –
топкая
робкая
всякая –
бездны предвестница,
наместница –
от земли до небес лествицы –
сновиденной Иаковой.
И в этих временах
и в давних –
памятью к нам
влекома –
лестница, вымоленная из камня –
облаком,
льнущая,
растущая
верхушкой – к Раю,
в пустыне без края,
лестница, играющая
крыльями,
корневищем тающая
в Вефилье...
Тропка всякая –
зыбкая,
гибкая –
лествица Иакова –
вьется
бездной-колодцем...

 

 

"Тропинка к храму". 2000 г.


На заглавную страницу