Совместим ли краб с постом?



Черепокожные (черепные, черепчатые),
согласно толкованию В. Даля, —
«слизни в каменных черепьях, в раковинах»,
или, как сейчас говорят, — моллюски.

В Ветхом Завете евреям было строго запрещено употреблять в пищу всех водяных животных, которые не имеют перьев и чешуи: «Все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас... мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь» (Лев. 10, 11-12). Впоследствии апостолу Петру в чудесном видении было открыто, что формальные ветхозаветные предписания о чистой и нечистой пище не являются безусловными. Употребление в пищу тех или иных продуктов (даже «нечистых» с точки зрения иудейского Закона животных) не должно быть препятствием к крещению язычников. Апостолы, собравшись в Иерусалиме, решили не требовать от крещёных неиудеев соблюдения строгих пищевых ограничений Закона. Крестившиеся люди разных национальностей могли питаться так, как они привыкли, и это не ставилось им в вину.

Моллюски, дары моря составляли неотъемлемую часть древнегреческой и древнеримской кухни. Блюда из них являлись обычными для многих средиземноморских народов. Поэтому употребление в пищу моллюсков не возбранялось христианской Церковью.

Когда формировалась христианская традиция поста, складывалось устойчивое деление продуктов на постные и скоромные, то в сферу определений отцов Церкви и создателей аскетических правил попали и черепокожные.

Было разрешено вкушение их в субботние и воскресные дни Великого поста (т. е. в те дни, когда разрешается употребление масла).

Для России, удалённой от моря, использование в пищу морских моллюсков не являлось характерным. Поэтому отношение к ним, даже несмотря на решения святых отцов, было неоднозначным. Вот какой диалог о «черепокожных» приводится в романе «В лесах» у А. Мельникова-Печерского: «Завязался у них поучительный разговор о черепокожных, про которых во всех уставах поминается, что не токмо мирским, но и старцам со старицами разрешено их ядение по субботам и неделям святой великой Четыредесятницы. Мать Виринея утверждала, что это об орехах говорится, а Василий Борисыч того мнения держался, что черепокожные – морские плоды, и сослался на одну древлеписьменную книгу, где в самом деле такое объяснение нашлось.
– Так вот оно что, – с удивленьем покачивая головой, говорила мать Виринея, увидя в почитаемой за святую книге такие неудобь понимаемые речи. Так вот оно что – морские плоды!.. Что ж это за морские плоды такие?.. Научи ты меня, старуху, уму-разуму, ты ведь плавал, поди, по морям-то, когда в митрополию ездил... Видал ты их, касатик?.. Отведывал?.. Какие на вкус-то?.. Чудное, право, дело!..
– Морскими плодами, матушка, раковины зовутся, пауки морские да раки... – начал было Василий Борисыч.
– Полно ли тебе, окаянному!.. – Закричала Виринея, подняв кверху попавшуюся под руку скалку. – Дуру, что ли, неповитую нашёл смеяться-то?.. А?.. Смотри ты у меня, лоботряс этакий!.. Я те благословлю по башке-то!..
Досада взяла Василия Борисыча.
– Ну, матушка, с тобой говорить, что солнышко в мешок ловить, – сказал он. – Как же ты этого понять не можешь!
– Статочное ли дело, чтоб святые отцы такую погань вкушали? – громче прежнего закричала Виринея. – И раков-то есть не подобает, потому что рак – водяной сверчок, а ты и пауков приплёл... Эх, Васенька, Васенька, умный ты человек, а ину пору таких забобоков нагнёшь, что и слушать-то тебя грех.
– Так что ж, по-вашему, матушка, означают эти черепокожные, сиречь морские плоды? – Спросил Василий Борисыч...
– Известно, орехи, – сухо ответила Виринея.
– Как же орехи-то на воде выросли?
– Божьим повелением, – сказала Виринея.
– Ну, матушка, с тобой говорить, что воду решетом носить, – молвил с досадой Василий Борисыч. – Что в книге-то писано?.. «Морские плоды»... Так ли?..
– С толку ты меня сбиваешь, вот что... И говорить с тобой не хочу, – перебила его мать Виринея и, плюнув на левую сторону, где бес сидит, побрела в боковушку».

Сейчас морские «черепокожные» – кальмары, креветки, крабы, мидии и прочие – стали в России обычным продуктом. Но отношение к ним у православных разное. Хотя отдельные монастыри даже включили их в свой рацион, но всё-таки некоторые считают для себя их употребление невозможным. Во всяком случае, вкушение или невкушение черепокожных является делом личного благочестия и не противоречит никаким Церковным уставам.

О. Кузенков, Г. Кузенкова.
«Энциклопедия православной кухни».


На заглавную страницу