Преподобный Амвросий Оптинский

 Память: 10/23 октября

Портрет преподобного
Амвросия Оптинского

Отец Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, был сыном псаломщика и внуком священника в селе Большая Липовица, Тамбовской губернии. Он учился в Духовном училище, а затем в Духовной семинарии г. Тамбова. Обладая живым и веселым нравом, он хорошо учился и был любим товарищами. Шутнику и весельчаку, конечно, не приходила в голову мысль о принятии монашества, но случилось так, что в предпоследнем классе он смертельно заболел и дал обет Богу поступить, если выздоровеет, в монастырь. К удивлению всех, Александр поправился. Окончив семинарию, он мог поступить в Духовную академию или получить хороший приход в своей епархии, но он избрал место, не связывающее его в случае решения идти в монастырь: учителем на полтора года в помещичью семью. В 1838 г. Александр получил место учителя в Липецком Духовном училище и скоро полюбился всем жителям города за веселый и общительный нрав. Но чем больше проходило времени, тем острее он чувствовал внутренний разлад и беспокойство. Летом 1839 г. он отправился в с. Троекурово к известному старцу Иллариону, который долго и сердечно беседовал с ним и отпустил со словами: «Иди в Оптину и станешь опытным».

В сентябре Александр, как обычно, приступил к занятиям, но неожиданно исчез. Он уехал в Оптину, остановился в монастырской гостинице и пошел к старцу Леониду. Проницательный старец угадал духовные способности Александра и благословил его стать монахом. Для начала он посоветовал ему, пока уладятся все формальности, пожить в монастырской гостинице и дал для переписывания рукопись на греческом «Грешным спасение», в которой излагалось учение древних подвижников о борьбе со страстями. Александр ходил на все монастырские службы и ежедневно — к старцу — на откровение помыслов. Когда липецкое начальство уволило его, он был принят в число послушников и поступил под руководство старца Макария, ски-тоначальника и духовника братии, но не переставал ходить за поучениями к старцу Леониду.

В 1842 г. рясофорный послушник Александр был пострижен в мантию с именем Амвросий и посвящен в иеродиаконы, а в 1844 г. представлен к возведению в сан иеромонаха. Амвросий, по своему смирению, смутился этим представлением, но о. Мака-рий сказал, что пусть так он смиряется и всю жизнь, а решать — не его дело. Когда о. Амвросий возвращался после хиротонии в Калуге, он сильно простудился и заболел так, что никогда уже больше не был здоровым человеком, легочное и кишечное заболевания перешли в хронические и сделали его инвалидом. Но о. Амвросий помнил слова Ап. Павла: «Когда я немощен, тогда силен» и слова Господа: «Довольно для тебя и благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» и говорил, что болезни учат монаха смирению. Отец Амвросий уже не мог исполнять монастырских послушаний и был оставлен, как немощный, на попечении монастыря. Он был келейником старца Макария до его смерти и ближайшим помощником по подготовке к печати трудов Паисия Величковского. Кроме того, о. Макарий поручил ему помогать в обширной переписке с лицами, ищущими духовного руководства, и посылал его в монастырскую гостиницу беседовать с богомольцами, а также передал ему некоторых своих духовных детей. Так старец приучал его к духовничеству, готовя себе преемника.

Вскоре об о. Амвросии стали говорить как об имеющем способность разбирать самые запутанные состояния человеческой души. Интеллигенция потянулась в Оптину пустынь. В 1877 г. обитель посетил Достоевский и беседовал с Амвросием о духовной жизни и спасении души. Были у старца Вл. Соловьев и К. Леонтьев, подолгу живший в Оптиной ради бесед с ним. Три раза был в Оптиной Л. Толстой, однажды — в крестьянской рубахе и в лаптях. «Да что же из этого?» — улыбнулся старец. Благочестивые дворянские и купеческие семьи приезжали за благословением и советом. Господь открывал о. Амвросию о внезапной смерти человека или о грозящем несчастии. Так, он однажды задержал на три дня мастерового, который рвался домой, и уже ругал себя, что послушался старца, и только потом узнал, что асе эти дни его поджидал на дороге убийца.

О. Амвросий принимал всех, никому не оказывая предпочтения, давая крестьянам самую простую и очень удачную хозяйственную рекомендацию. Особенно ласков он был с теми, кто доверчиво открывал ему свою душу, часами исповедовал и беседовал с ними наедине. Кроме небольшого перерыва на чай и обед, он принимал посетителей до позднего вечера и нес это послушание свыше 30 лет, несмотря на все ухудшавшееся здоровье и тяжелое недомогание. Преобладающей чертой его отношения к людям была глубокая, сострадательная любовь. Для него не было небольшой беды, озлобленных же или маловеров он окружал такой любовью, что сердце их оживало и вскоре они становились его духовными детьми. О. Амвросий обладал даром рассуждения и даром прозорливости. Он умел сразу определить духовное состояние приходившего, видел все его обстоятельства и проступки, нередко сам рассказывал их человеку и давал самый полезный в его положении совет. Известно также много случаев, когда по молитвам старца исцелялись безнадежно больные.

В 1860 г. скончался старец Макарий, и основным послушанием и делом всей жизни о. Амвросия стало духовничество. О. Амвросий благословлял устроение женских обителей и помогал мирянкам, желавшим стать монахинями, но по своей забитости и беспомощности не знавшим, как это сделать. Он передавал целые состояния, оставленные ему богатыми людьми, на устроение таких обителей. Так, Шамординский Казанский женский монастырь, созданный его стараниями, уже в первые годы принимал множество людей: женщин, призираемых детей и стариков. Почти все его насельники были духовными детьми старца, и он каждое лето выезжал в обитель для помощи в ее устроенин и духовного руководства. Последние полтора года жизни старец провел в Ша-мордино, где и скончался 10 ноября 1891 г. Мощи его были перенесены в Оптину пустынь, где находятся и сейчас.

 

 

 

Из книги
"О жизни православных святых, иконах и праздниках"
(согласно Церковному преданию).
Составитель О.А. Попова.

"Библиотека человека", 1991 год.