Святой благоверный князь
Андрей Боголюбский

Память ему совершается 17 июля
(4 июля старого стиля)

 
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха. Боголюбским он стал называться за особую любовь с юности к Слову Божию.

Когда в 1154 г. его отец стал великим князем Киевским, Андрей получил в удел Вышгород под Киевом. Вскоре по знамению чудотворной иконы Божией Матери, которую князь особенно любил, он тайно выехал в направлении Суздаля. Недалеко от Владимира ему явилась Богородица и приказала поставить Ее чудотворный образ во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить каменную церковь.

С этого момента благодать Божия сошла на маленький город Владимир. Вскоре он стал столицей Северо-Восточной Руси, а затем и всей земли Русской. Чудотворная икона была помещена в специально построенном для нее Успенском соборе, поражавшем всех богатством и благолепием, и стала называться иконой Владимирской Божией Матери. Святой князь Андрей постоянно молился перед ней и брал ее с собой в походы. На месте явления Божией Матери близ Владимира святой князь построил храм Рождества Богородицы и заложил город Боголюбов, ставший постоянным местопребыванием князя, а в честь чудесного видения по его указаниям была написана икона Боголюбской Божией Матери.

Плодотворна была литургическая деятельность святого Андрея. Он положил начало народному почитанию ростовских угодников Исайи и Леонтия, мощи которых были обретены в 1162 г. в Ростове. По почину князя было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа («медовый Спас») — в память о крещении Руси св. князем Владимиром и в память победы над волжскими болгарами в 1164 г. Св. Андрей учредил праздник Покрова Божией Матери — особенный праздник Русской Православной Церкви, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Этот праздник воплощает веру св. князя и всего русского народа в покровительство Пресвятой Богородицы Русской земле, в принятие Матерью Божией Святой Руси под Свой омофор. Святой князь оставил после себя и литературные церковные труды: он участвовал в составлении Службы Покрову и «Слова на Покров», им написано «Сказание о победе над болгарами...», «Молитва», внесенная в летопись 1196 г., и некоторые другие.

Покровительством Владимирской Божией Матери св. князем были одержаны победы над волжскими болгарами. В борьбе за объединение Руси св. Андрей подчинил себе Киев и Новгород‚ перенеся политический и церковный центр во Владимиро-Суздальские земли, и в 1170 г. страна наконец объединилась под его властью. Став великим князем Владимирским, св. Андрей Боголюбский проявил себя мудрым и милосердным правителем, унаследовав эти качества от своего деда вел. кн. Киевского Владимира Мономаха, которого он горячо чтил. Летописцы подчеркивают редкий миротворческий дар св. Андрея. Он строил с отцом Москву в 1147 г., Юрьев-Польский (1152 г.), Димитров (1154 г.), украсил храмами Ростов, Суздаль, Владимир; за годы его княжения было построено 30 храмов.

В ночь на 30 июня 1174 г. участники боярского заговора, к которому была причастна жена св. князя, заранее похитив меч св. Бориса, всегда висевший над постелью князя, ворвались в его опочивальню и нанесли безоружному Андрею Боголюбскому несколько ран. Но благоверный остался жив и, выйдя во двор, стал звать на помощь. Никого не дождавшись, он спрятался под лестницей. Тогда убийцы вернулись и, найдя по кровавому следу раненого князя, убили его. Нетленные мощи святого были открыты в 1702 г. Св. князь Андрей Боголюбский занимает особое место в русской церковной истории. Вслед за великим просветителем Русской земли святым князем Владимиром он во многом определил пути развития русского государства и Церкви.
 

Текст жития из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.