Святитель Григорий,
епископ Нисский

Память ему совершается 23 января
(10 января старого стиля)

Святитель Григорий был младшим братом св. Василия Великого, которого он позднее сравнивал с апостолами и пророками и который вместе с его старшей сестрой св. Макриной оказал на него огромное влияние. Григорий получил прекрасное эллинское образование и одно время даже так увлекся языческой литературой, что, уже зачисленный в клир, сделался учителем красноречия. Укоры брата и св. Григория Богослова, а также собственные размышления поставили все на свое место; соблазн внешней премудрости у Григория прошел, и впоследствии он резко отзывался о ее бессилии: она «все время томится муками рождения и никогда не разрешится живым младенцем». Но любовь к философии осталась у него навсегда, хотя он и понимал ее лишь как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного Откровения.

Под влиянием брата Григорий вернулся к церковному служению. В 372 г. он был рукоположен св. Василием во епископа маленького городка Ниссы в Каппадокии. Это были времена борьбы с арианской ересью, и Григорий в 376 г. был ложно обвинен арианами в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан. Собор арианствующих епископов заочно низложил его, но он не уставал в письмах укреплять свою паству в Православии и после смерти имп. Валента был возвращен на свою кафедру и радостно принят.

На богословское поприще св. Григорий вступил после смерти брата (379 г.). Он тяжело переживал потерю своего наставника и чувствовал необходимость продолжать начатое им дело: он написал ему надгробное слово, закончил комментарий св. Василия на шесть дней творения, т. н. «Шестоднев». В дальнейшем темь; сотворения мира, устроения человека, путей Богопознания сделались ведущими в богословском творчестве св. Григория. Тогда же святитель участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочное девство Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству.

Св. Григорий был женат, но именно ему принадлежит знаменитый трактат о девстве, равно как и замечательное толкование на «Песнь Песней Соломоновых». Святитель был призван достойным наследником своего великого брата. Антиохийский Собор 146 отцов в 379 г. дал ему поручение обозреть церкви в Аравии и Палестине. На обратном пути святитель посетил Иерусалим, но, поклонившись Святым местам, вместе с тем признал важность более внутренней, чем внешней, святыни: «Поистине в сердце того, кто имеет Бога, находится и Вифлеем, Голгофа, гора Елеонская, Воскресение», «важнее из тела путешествовать ко Господу, нежели из Каппадокии в Палестину».

В 381 г. св. Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, искажавшего учение о Св. Духе; по его инициативе был дополнен Никейский Символ веры. Тогда же вместе с другими епископами св. Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря св. Григория Богослова.

Слава св. Григория все возрастала. В 383 г. святитель был участником Поместного Собора в Константинополе и произнес на нем слово о Божестве Сына и Св. Духа, а в 386 г. ему было поручено произнести надгробное слово царице Плакилле.

Дожив до глубокой старости, св. Григорий мирно почил, оставив богатейшее богословское наследие. Ему принадлежит одно из самых систематически разработанных в Православии учений о мире и человеке.

Из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.

«Библиотека человека», 1991 год.