Преподобный
Иосиф Волоцкий

 

 

Память ему 18 / 31 октября

 

 

 

 

Преподобный Иосиф Волоцкий, в миру Иоанн Санин, родился в 1440 г. близ Волоколамска в семье благочестивых родителей Иоанна и Марии. Семи лет он был отдан в обучение просвещенному старцу Волоколамского монастыря Арсению. Мальчик проявил редкостное прилежание и способности и за год изучил Псалтирь, а за следующий Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Иоанн был одарен от природы необычайной памятью и мог читать наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол, положенные по уставу. Он рано начал читать Святых Отцов и вести иноческую жизнь. В 20 лет Иоанн ушел в пустынь близ Тверского Саввина монастыря к известному аскету старцу Варсонофию. Правила монастыря показались юному подвижнику недостаточно строгими, и Варсонофий благословляет его перейти к Пафнутию Боровскому в Боровский монастырь.

Простота жизни святого старца и строгий трудовой устав монастыря полюбились Иоанну, и в 1460 г. старец постриг его с именем Иосиф. Усердно и с любовью нес молодой инок тяжелые послушания в поварне, в пекарне, в больнице, где сам кормил, поил и переворачивал больных. Его способности в церковном пении и чтении, чудный голос и знание служб тоже не остались без внимания: преп. Пафнутий поставил его наблюдать за исполнением церковного устава. Восемнадцатилетний суровый подвиг иноческого послушания под руководством опытного игумена явился для преп. Иосифа прекрасной духовной школой, воспитавшей искусного наставника монастырской жизни.

После кончины преп. Пафнутия в 1477 г. Иосиф был рукоположен в иеромонахи и по завещанию настоятеля назначен игуменом. Новый игумен решил ввести строгий общежительный устав, но большинство иноков воспротивилось. Тогда преп. Иосиф решил обойти общежительные монастыри, чтобы найти лучший устав, и побывал со старцем Герасимом в Кирилло-Белозерском монастыре, представлявшем собой образец общежительного подвижничества. Но, когда он вернулся, иноки вверенного ему Бровского монастыря не захотели изменить привычной отшельнической жизни. Иосиф решил основать новую обитель под Волоколамском и довольно быстро с семью иноками отстроил деревянную церковь Успения Богоматери и кельи. Игумен поучал своим примером: ветхое рубище было его одеждой, он сам валил лес, пилил и строгал, прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе и уходил последним. С другой стороны, строгий устав регламентировал все послушания, основой его было общежитие, нестяжание, отсечение своей воли и непрерывный труд.

У братии все было общее: еда и одежда, книги и иконы. Праздность рассматривалась как дьявольское прельщение, и молитва не сходила с уст иноков. Занимались перепиской святоотеческих и богослужебных книг.

Очень скоро строгий устав привел в монастырь множество иноков, приходили за наставлениями и миряне. Монастырь благоустраивался и стал центром Волоцкой земли, помогая в голодные годы прокормиться окрестным крестьянам. Важную роль преп. Иосиф сыграл и в церковной и общественной жизни. Он был обличителем ереси жидовствующих, одно время завоевавшей светскую и церковную иерархию в Москве, а также защитником неприкосновенности церковного достояния на Церковном Соборе 1503 г. Преп. Иосиф был одним из вдохновителей учения о Русской Церкви как носительнице Вселенского благочестия и сторонником сильного государства. 

Созданная трудами и подвигами преподобного, обитель благоустраивалась и процветала, а основатель ее, старея, готовился к переходу в вечную жизнь. Приобщившись Святых Таин и благословив братию, он блаженно почил на 76-м году жизни в 1515 г.

 

 

Молитва
преподобному Иосифу,
игумену Волоцкому

О великий православныя веры ревнителю и учителю, святе премудре Иосифе! Приими моление, от нас, грешных, тебе приносимое, и теплым предстательством умоли в Троице славимаго Бога, да низпослет Он богатая Своя милости нам, грешным, и рабам Божиим (имена), да отложит праведный гнев Свой, движимый на ны, да избавит нас и зде поминаемых от враг видимых и невидимых. Ей, премилосердый заступниче наш, испроси молитвами твоими нам прощение грехов, исправление жития нашего, от болезней и всяких недугов исцеление, от наветов и козней диавольских избавление, паче же спасение душам нашим подаждь и небесных благ восприятия сподоби, благодатию и человеколюбием Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.



 

Текст из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках
(согласно Церковному преданию)
».
Составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.

Молитва из книги 
«Полный православный молитвослов для мирян». 
Сретенский монастырь «Новая книга».
Второе дополненное издание. 1998 г.