Кукша Одесский,
святой преподобный исповедник
Годы жизни:
12/24 января 1875 г. – 11/24 декабря 1964 г.


Обретение мощей:
29 сентября 1994 г.
(16 сентября старого стиля)

29 сентября 1994 года, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил обретение мощей известного всему православному миру старца Кукши Одесского.

 

В преддверии канонизации*

Житие схиигумена отца Кукши

  * «Благовестъ». № 13. Декабрь. 1993 г. Ежемесячная газета Свято-Пантелеимоновского храма г.Нефтеюганска (Тобольско-Тюменская епархия). Сегодня (2023 г.) Нефтеюганское благочиние относится к Ханты-Мансийской митрополии.

Схиигумен отец Кукша родился в 1875 году в селе Гарбузинка (в трех километрах от одноименной станции) бывшей Херсонской губернии. В благочестивой крестьянской семье было три брата и сестра, которая умерла в шестнадцать лет.

Косма, так нарекли родители своего среднего сына (по другой версии он был младшим сыном – Ред. 2023 г.), с ранних лет любил тишину и уединение. Всем увеселениям предпочитал чтение Евангелия и отдавал этому занятию все свободное время. Когда он был маленьким, приходя в церковь, заглядывал в алтарь. Его спрашивали, что он там хочет увидеть?

Боженьку, Который там живет, – отвечал мальчик.

 Афонский паломник

Двадцатилетним Косма побывал в Палестине, посетив все святые места и Иерусалим. На обратном пути он впервые попал на Афон.

В трапезной Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне было много приехавшей молодежи из России, которая хотела остаться здесь навсегда. Все ели с благодарением и только два худых и бледных друга не прикасались к пище, давая понять, что они приехали на Афон поститься и молиться.

В трапезную несколько раз наведался благочинный обители (лицо монашеского сана, уполномоченный надзирать за настоятелями монастырей и вверенной ему братией. – Ред.), и от его внимательного взора не ускользнуло, кто и как ведет себя за столом. После трапезы желающим остаться в монастыре он стал назначать послушания: кого в поварню, кого в просфорную, кого на виноградники, а друзьям-постникам сказал:

А вы, рабы Божии, помолитесь недельку и домой.

Они в изумлении воскликнули:

– Отче, ведь мы сюда совсем приехали!

Нет, нет! Вы молитвенники и постники, а нам нужны послушники и работники. Через неделю уезжайте домой.

Два друга целую неделю бегали за благочинным, умоляя оставить их в монастыре. Они обещали выполнять любые послушания. В трапезной ели все, что подавали, ничем не отличаясь от других. Но благочинный был неумолим. Наконец, в день отъезда он умилосердился и оставил их в обители. Радости их не было предела.

Святая гора Афон представляет собой большой полуостров длиной 60 и шириной 20 км. Начинаясь с трехкилометрового перешейка, остров постепенно возвышается в сторону моря, к востоку.

На Святой Горе находится 20 монастырей и множество отдельных келий для отшельников. На вершине Афона (максимальная высота горы 2033 метра. – Ред.) возведен храм в честь Преображения Господня. В престольный праздник здесь совершается Божественная Литургия (а накануне – всенощная). В День Преображения святогорцы собираются здесь.

Посетив Афонские обители, наши паломники пришли к настоятелю Русского Пантелеимонова монастыря за благословением на дорогу. Когда Косма подошел под благословение, настоятель спросил его:

На какое послушание послать тебя, хлопец?

Отче, я очень хочу остаться здесь, но прежде мне надо поехать домой и получить благословение родителей.

Ну хорошо, поезжай, – ответил настоятель. – Через год приедешь, – и благословил (по обычаю, как и всех) иконочкой святого великомученика и целителя Пантелеимона – небесного покровителя Русского монастыря на Афоне. Это иконочку Косма вставил в киот (застекленный ящик. – Ред.) и хранил всю жизнь.

По возвращении в Россию Косма посетил киевского старца Иону, известного своей прозорливостью и чудотворениями, и получил у него благословение стать афонским монахом.

 Дома

Приехав домой, Косма открыл матери желание стать монахом. Харитина обрадовалась услышанному, но посоветовала испросить благословение отца.

Кирилл рубил во дворе хворост, когда Косма поведал ему о своем желании уехать на Афон.

– Еще раз услышу про монастырь, изрублю как эту гиляку (ветку), похороню здесь и буду знать, где твои кости лежат, а в монастырь не пущу!

Причиной такого ответа был их односельчанин. Он ушел в монастырь, пожил там некоторое время, принял монашество и стал вести страннический образ жизни. Приходил не однажды в свое родное село: кому дров наколет, кому обувь починит... Так он зарабатывал на хлеб. Отец же не одобрял такую жизнь.

Только с помощью мамы и ее братьев, да и то не с первого раза, удалось уговорить Кирилла. В конце концов он сдался и благословил.

Косма немедленно стал собираться в долгожданную дорогу. Мама на прощание благословила его небольшой иконой Казанской Божией Матери в старинном деревянном киоте. Это икону Косма хранил всю жизнь, а когда умер, ее положили ему на грудь. С этим образом он неразлучен и в могиле.

 Афонский послушник

В Свято-Пантелеимоновом монастыре тогда проживало до трех тысяч монахов и послушников. Чистота и порядок были идеальными. Белье и одежду обязательно кипятили, но не гладили – «потянут и расправят». Дисциплина была строгая. Все послушники и монахи, старые и молодые, должны были ходить только в сапогах – другая обувь не разрешалась. Отец Кукша, будучи уже в 90-летнем возрасте, несмотря на глубокие венозные раны на ногах, всегда ходил в сапогах. Он говорил:

Мне кажется, что у меня ноги рассыпятся без сапог.

Здесь никто не заплетал и не подбирал волосы. Они всегда были распущены по спине. Даже в самую сильную жару работали на виноградниках подпоясанные ремнями.

На Афоне нет никакой живности женского рода. И даже птицы там не вьют гнезд и не выводят птенцов. Послушников, занятых на тяжелых работах, кормили мясом, привезенном с материка. В Рождественский пост рыбу разрешалось есть только от праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы до Спиридона Тримифунтского (с 4 по 25 декабря нов. стиля – Ред.).

– Основная пища на Афоне – просфора и чеснок, – говорил отец Кукша.

Всенощные бдения на Афоне начинались, как и сейчас, в 8:00 вечера и заканчивались в 8:00 утра. Во время всенощных стояли не шевелясь.

– Бывало, переступишь с ноги на ногу, а сзади старый монах в спину толкает...

 Иерусалимские знамения

Через год мать Космы отправилась во Святую Землю с желанием по пути как-то повидать сына. Присутствие женщин на Афоне строго запрещено даже гражданским законодательством (карается тюремным заключением до двух лет). Но Господь сподобил не только повидаться. Настоятель благословил послушника поехать с матерью в Иерусалим.

Пасху встречали в Святом городе в Храме Воскресения Христова и в Великую Субботу видели Благодатный огонь, который посылает Господь по молитве Православного Иерусалимского Патриарха.

В полумраке сводов Силоамской купели, куда они пришли с мамой, чтобы погрузиться как и все паломники в святые воды, кто-то толкнул Косму со ступеней, и он оказался в чудотворном источнике. Бесплодные женщины вскричали, сожалея, что ни одна из них в этот раз не стала первой. По существующему обычаю все паломники погружаются в воду, но первыми стремятся это сделать бесплодные женщины: та, которая первой войдет в воду, будет иметь чадо.

На этот раз первым был юноша. Видимо, это было знамение, что у него будет много духовных чад.

Затем они с мамой побывали в Вифлееме. В пещере над местом рождения Иисуса Христа находится Престол, а под ним на камне многоконечная серебряная звезда, над которой низко висят зажженные лампады. Приложившись к святому месту, паломники стали просить турка-охранника (тогда Палестина была под турками, которых позднее вытеснили арабы), чтобы он разрешил взять немного святого масла из лампад. Предлагали деньги. Но турок оказался несговорчивым и не соглашался ни на какие уговоры. Вдруг одна лампада чудесным образом опрокинулась на Косму, облив его костюм. Люди окружили его и стали собирать руками с его одежды святое масло и мазаться им.

Конечно, неспроста опрокинулась лампада именно на него. Этим Бог показал, что через него множество народа будет получать Божественную благодать.

Полгода провели они с мамой во Святой Земле, а вернувшись на Афон, через некоторое время Косма вновь отправляется во Святой Град Иерусалим на полтора года нести послушание у Гроба Господня.

 Пострижение

В иноки Косма был пострижен с именем Константин, а в монашество – Ксенофонт. Послушание его было – гостинник. Одиннадцать лет он встречал, устраивал и провожал паломников.

До двенадцати ночи на послушании, а потом бежал в пустынь за три километра к своему духовному отцу, старцу Мелхиседеку, учиться молиться, – рассказывал отец Кукша.

У старца в горах были свои келья, виноградник и огородик. Он очень любил своего прилежного ученика и говорил ему:

Когда умру, оставлю тебе свою келью и книги. Ты будешь здесь жить.

Однажды, стоя на молитве, старец и его духовный сын услышали в ночной тишине приближение свадебного кортежа: топот конских копыт, игру на гармошке, веселое пение, хохот, свист...

Отче, откуда здесь свадьба?

Это «гости» едут. Надо их встретить, – старец взял крест, святую воду, четки, и, выйди из кельи, окропил вокруг святой водой и осенил крестом. Сразу сделалось тихо.

В 1912 году на Гору пришло обновленчество в лице какого-то митрополита, в чьем ведении находился Пантелеимонов монастырь. Оклеветав не согласных с ним в ереси «имяславства», о чем неграмотные монахи не имели понятия, он назначил их к высылке в Россию. (Позднее этот митрополит был разоблачен лишен сана.)

Накануне отъезда монах Ксенофонт побежал к своему духовному отцу.

Отче, я никуда не поеду. Вот лягу на берегу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне.

Нет, чадо, возразил старец, так Богу угодно, чтобы ты жил в России. Там тоже надо спасать людей.

Он вывел его из кельи и спросил:

Хочешь увидеть как стихии покоряются человеку?

Хочу, отче.

Тогда смотри.

Старец перекрестил темное ночное небо и оно стало светлым. Перекрестил еще раз оно раскрылось, и монах Ксенофонт увидел Господа во всей Своей славе и в окружении сонмов Ангелов и всех святых. Он закрыл лицо руками, упал на землю закричал:

Отче, мне страшно!

Вставай, не бойся.

Когда Ксенофонт понял глаза к небу, оно уже было привычным. с мерцающими южными звездами.

 Киево-Печерская Лавра

Из Пантелеимонова монастыря были отправлены в Россию восемьсот человек. Так афонский монах Ксенофонт оказался насельником Киево-Печерской Лавры.

Во время войны с Германией (1914-1916) отец Ксенофонт вместе с другими монахами был на послушании «братом милосердия» в санитарным поезде, который ходил по маршруту Киев – Львов.

Вскоре после возвращения в Лавру он был рукоположен в иеродиакона, а через неделю – в иеромонаха.

Отец Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переодевал их, следил за чистотой и порядком.

Мне хотелось принять схиму (обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения, вести затворнический образ жизни. Схимонахи носят специальное облачение – схиму – Ред.) – рассказывал он. – Но по молодости лет (40 с небольшим) мне отказывали. Однажды ночью я переодевал святые мощи. Дойдя до мощей схимника Силуана, я переодел их, взял на руки, и, стоя на коленях перед ракой, стал усердно молиться ему, чтобы угодник Божий помог мне сподобиться постригу в схиму (в это время отец Ксенофонт был сане игумена).

Стоя на коленях, с мощами в руках, он под утро заснул, а вскоре после этого заболел и, как думали, безнадежно. Поэтому решили немедленно постричь умирающего в схиму. При пострижении нарекли в честь священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига отец Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел.

 Арест. Тюрьма. Ссылка

В тридцатых годах Киево-Печерскую Лавру закрыли, монахов разогнали. Отец Кукша служил в храме на «Соломенке», едва ли не единственном в Киеве, где совершались Божественные Литургии.

Вскоре начались аресты духовенства. Арестовали и отца Кукшу как «служителя культа», что считалось политическим преступлением. Это было в 1938 году.

Когда меня привели в камеру, – вспоминал отец Кукша, – в ней было много хулиганов. Все сидели на нарах. Свободных мест не было. В углу сидел знакомый священник, арестованный раньше меня. Я стоял у двери со своим узелком и осматривался в поисках места. Тот священник незаметно дал мне знак, чтобы я не проходил дальше. Если бы я прошел к нарам, меня бы избили такой у них был тюремный «закон». Я остался у двери и молился про себя Богу. Наконец, они потеснились и освободили для меня место.

Осудили отца Кукшу на пять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях и после отбывания срока наказания к пяти же годам ссылки.

Так в 64 года отец Кукша оказался в далекой сибирской тайге на лесоповале. Работа была тяжелой. Особенно в лютые морозы. За 14 часов работы заключенные получали по 400 граммов хлеба и баланду, в которую иногда клали по маленькому кусочку старого мяса, и они ели его даже в пост «за послушание», чтобы не умереть с голода.

Однажды отец Кукша получил посылку от пресвященного Антония, Киевского епископа, который хорошо знал и ценил его за добродетели. Владыко вместе с сухариками умудрился положить 100 частиц сухих Даров, чтобы отец Кукша мог причащаться. Проверяющие, наверное, сочли их за обычные сухарики.

Разве мог я один потреблять Святые Дары, когда все священники, монахи и монашки, долгие годы находясь в заключении, были лишены этого утешения?!

Я сказал некоторым священникам, что получил Святые Дары и надо причастить монахов и монашек. Они под большим секретом оповестили «своих», чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для конвоя готовы были принять Причастие.

Мы сделали из полотенцев епитрахили, нарисовав на них карандашом кресты, прочли молитву, благословили и одели на себя, спрятав под верхнюю одежду.

В назначенное утро по дороге на работу мы исповедали и причастили сотню монахов и монашек. Как они радовались и благодарили Бога за Его Великую милость!

Для многих это Причастие было последним. От изнурительной работы и плохого питания в лагере свирепствовала дизентерия. Почти все заболевшие умирали. Заболел и отец Кукша. Его положили в лагерную больницу, где почти не лечили, и вскоре в перевели в палату смертников. Во время обхода молодой врач из заключенных, подойдя к койке отца Кукши, спросил, откуда он.

Из Киева.

Я тоже киевлянин. Отец, я вылечу вас. Я не дам вам умереть.

Он приносил отцу Кукше лекарство, пищу и месяца через два выписал его.

Это было на Пасху, вспоминал отец Кукша. Я был такой слабый ветром качало. А солнышко светит, птички поют. Снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара из кухни в столовую охранников носят на головах противни с пирогами. Так вкусно пахнет...

Над поварами летали вороны, и я взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога». Вдруг слышу, над головой: «ка-ар-р!» и к ногам упал пирог. Это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял его со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод.

В 1943 году закончится срок заключения, и началась ссылка в Соликамскую область, а через пять лет отец Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру. Митрополит Киевский, преосвященный Иоанн благословил добродетельного старца ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн и совершать тайный постриг над желающими принять монашество.

Почаевская Лавра

 В пятидесятых годах вновь усилилось притеснение служителей Божиих и, конечно, это не могло не сказаться на жизни известного на всю Россию старца. «Идеологический элемент» подлежал переводу из столицы Украины куда-нибудь подальше, в глухое место. Так в 1953 году отец Кукша оказался в Свято-Успенской Почаевской Лавре.

 Это место прославила Сама Царица Небесная, явившись в 1242 году в пламени на вершине Почаевской горы, где оставила на камне след Своей правой стопы, из которого стал истекать источник святой целебной воды. Кроме этого источника, в Печерской Лавре находятся чудотворная икона Божией Матери с Богомладенцем на правой руке, святые мощи преподобного Иова – игумена и чудотворца Почаевского, почивающие в Пещерной церкви в серебряный раке, его келья – пещера, где ему являлся Сам Господь во время молитвенных подвигов в первой половине семнадцатого века.

 Вот в этот «Второй Назарет» (так называют Почаевскую Лавру) Божия Матерь и приняла отца Кукшу. Здесь он нес послушание предстоятеля у чудотворной Ее иконы. Кроме того, он должен был исповедовать людей. Свои обязанности он выполнял с материнской заботой ко всем приходящим, тонко и любовно обличал их пороки, прозорливо предостерегая от падений духовных и предстоящих бед.

 Все, кто приезжал в Почаевскую Лавру, старались обязательно попасть на исповедь к отцу Кукше. Люди сотнями стояли в очереди к нему в храм. Многих он принимал в своей келье, не жалея себя для людей, и почти без отдыха проводил целые дни, несмотря на преклонный возраст и старческие болезни.

 Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келью, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал:

 – Собирайся, отец, домой (т. е. умирать), – и ушел.

Монахи и миряне со слезами молились Матери Божией о даровании здравия дорогому и любимому старцу.

 Через неделю Иосиф, осмотрев зажившую рану, в изумлении воскликнул:

 – Вымолили чада духовные!

 В течение трех лет, за исключением редких дней болезни, отец Кукша ежедневно совершал раннюю Литургию в Пещерном храме. Одна духовная сестра рассказывала:

– Однажды, войдя Пещерный храм, когда отец Кукша служил Божественную Литургию, я сразу почувствовала душой близость Бога. Как будто вокруг никого не было, а только Бог и я. Каждый возглас отца Кукши возносил мою душу «Горе́» и приисполнял ее такой благодатью, как будто я стояла на Небе перед Лицом Самого Бога. На душе было необыкновенно чисто, светло, легко и радостно. Ни одна посторонняя мысль не беспокоила меня и не отвлекала от Бога. В таком состоянии я находилась до конца Литургии.

 Одна раба Божия рассказывала, что однажды она видела в алтаре Пещерного храма, во время совершения Божественная Литургии отцом Кукшей, благолепного мужа ему сослужащего. Она сказала об этом отцу Кукше. Поведав ей, что это был преподобный Иов Почаевский, который всегда служит с ним, отец Кукша строго наказал никому не открывать этой тайны до его смерти.

 Отца Кукшу знали и уважали многие архиереи, в том числе и Черновицкий архиепископ Евгений, бывший благочинный Киево-Печерской Лавры, отправлявший в 1953 году отца Кукшу в Почаев. Владыко, узнав о притеснениях, чинимых старцу в Почаевской Лавре, выхлопотал у экзарха Украины указ о переселении схиигумена отца Кукшу в мужской монастырь Святого Апостола Иоанна Богослова, который находился в его епархии на высоком склоне правого берега Днестра в живописном месте близ села Крещатик.

 В Вербное Воскресенье 1957 года отец Кукша отслужил последнюю Литургию в Почаевской Лавре. Люди, узнав об отъезде, толпами шли проститься с великим старцем. Отец Кукша через каждые 10-15 минут выходил из кельи, чтобы подать общее благословение пришедшим, и они уходили со слезами скорби. Так продолжалось до 11 часов вечера. В Великий Понедельник перед рассветом, когда в храме запели: «се жених грядет в полунощи», отца Кукшу вывезли из Лавры через экономию (задание ворота) на грузовике.

 От Почаева до села Крещатик 200 километров на юг. Восьмидесятитрехлетний старец тяжело перенес этот путь. Усугубили дорогу и переживания. Когда приехали на место, он не имел сил двигаться, и келейник, который сопровождал его, на руках вынес обессилившего отца Кукшу из машины.

В тихой обители

С прибытием отца Кукши жизнь в тихой обители резко изменилась. Люди узнали, где находится великий старец, и началось паломничество: целыми днями по горной тропе как трудолюбивые муравьи, тянулись вереницей богомольцы – одни в гору, другие навстречу. В обители стало многолюдно, в храмах – тесно. Летом в праздники всенощное бдение и Литургия совершались под открытым небом. В двух деревянных корпусах устроили гостиницы для паломников. Бедный и безвестный монастырь стал знаменит и богат.

Жизнь в монастыре забила ключом. Почувствовался особой духовный подъем как братии, так и посетителей. И центром этой духовной жизни был, конечно, отец Кукша, как носитель благодати Божией, которую он изливал на всех окружающих неоскудно. Сам он тоже чувствовал себя превосходно, несмотря на свою старческую телесную слабость. Он часто повторял:

– Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!

И действительно, чувствовалась особая благодать Божия в этой святой обители, где люди получали утешения и исцеления по молитвам отца Кукши, на котором почивала Божия благодать древних старцев.

Но недолго довелось старцу спокойно молиться в маленьком монастыре над Днестром. Новая волна гонений на религию коснулась почти всех монастырей Украины, в том числе и Иоанно-Богословского, и отец Кукша в 1960 году едет в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь при Патриаршей даче.

Одесса

Отцу Кукше дано было послушание исповедовать людей в храме и в алтаре из просфоры вынимать частички во время проскомидии. А когда в Одессу на свою морскую удачу приезжал Святейший Патриарх Алексий I, то всегда приглашал отца Кукшу «на чашку чая», любил беседовать с ним, интересовался, как было на Афоне и в Иерусалиме в старое время.

Потом отец Кукша был освобожден от послушания исповедовать людей, и только во время Литургии должен был находиться в алтаре, чтобы вынимать частички из просфор.

Одна из его духовных чад рассказывает: «Когда мы узнали, что он уже не исповедует в храме, то заскорбели и заплакали. Отец Кукша, проходя мимо нас в притворе, остановился, благословил и стал успокаивать, что он в алтаре – как Матерь Божия во Святая Святых. А когда нам удалось побывать у него в келье, он радостно сказал мне: «Матерь Божия хочет взять меня к Себе но молись и Кукша будет жить до 111 лет, а то: 90 лет – и Кукши нет, возьмут лопа́точки и закопают».

Я подумала – кто я, чтобы вымолить отца Кукшу, ведь и без меня весь мир за него молится, да он раньше говорил, что его бабушка жила 105 лет, а он будет жить 111 лет, значит, доживет.

Последним «келейником» отца Кукши был молодой, здоровый телом, но больной душевно послушник Н., откровенно ненавидевший отца Кукшу, вернее, не он, а сидевший в нем враг, который его устами раздраженно ворчал: «Почаевские еще только думают приехать, а ты уже молишься, чтобы они благополучно доехали».

В Одессе трудно было попасть в келию к отцу Кукше, зато как он радовался, увидев своих духовных чад, которым удавалось к нему прийти. Сразу одевал епитрахиль, исповедовал и причащал Святых Христовых Таин. А духовные чада всю дорогу в поезде готовились к причастию, стараясь незаметно для окружающих вычитать правило, не ели и не пили до прибытия поезда в Одессу (до трех часов дня). Днем ворота монастыря были заперты и охранялись семинаристами и монахами. Мы перелазили через высокую каменную ограду позади прачечной со стороны маяка (вспоминает сестра), украдкой пробирались в келью дорогого отца, вручали привезенные гостинцы и скромные подарки.

В последний год жизни отца Кукши Патриарх Алексий I благословил его на самолете прилететь в Москву и приехать в Троице-Сергиеву Лавру на праздник обретения мощей святого Сергия Радонежского. Отец Кукша в 90-летнем возрасте за послушание отправился впервые в жизни по воздуху в Москву.

В Троице-Сергиевой Лавре Святейший Патриарх благословил отца Кукшу быть предстоящим на торжественном богослужении. Было очень много народа и иностранных гостей: вся территория Лавры была заполнена людьми. Когда отец Кукша вышел из храма, люди подняли его на руки и не опускали долгое время, а он благословлял народ и смиренно просил опустить его. Возвратившись в Одессу, отец Кукша продолжал безропотно нести свой крест. Он говорил: «Монахи не жалуются и не оправдываются».

Враг рода человеческого, преследовавший старца в Одессе через «келейника», в октябре 1964 года выгнал отца Кукшу на улицу. В темноте в поисках храма он упал в яму, повредив ногу (трещина в кости), сильно простудился. Его уложили в постель, а к больной ноге привязали поперечную палочку, чтобы не смог обуть сапоги и уйти в церковь, без которой он не мог пробыть и дня.

Кровать его стояла под самым окном у холодной стены, за который был неотапливаемый коридор. Он застудился еще больше, получил двустороннее воспаление легких.

Вот как вспоминает свой последний визит к отцу Кукше его духовная дочка: «В ноябре месяце 1964 года в свободные от работы дни я приехала в Одессу к отцу Кукше, которого нашла прикованным к постели. Он, лежа, поисповедовал меня и причастил из лежавшей на его груди дароносицы. Около него была матушка Херувима. Она рассказала мне, что отец Кукша «только телом на земле, душа его уже на Небе», что по ночам она видит и слышит, что он подает возгласы, как бы совершая Литургию, открывает уста для принятия Святых Даров, а когда утром братия причастит его, после их ухода он сетует, что неправильно поступил – причастился дважды.

На следующее утро я сама видела как причащается отец Кукша: он лежал с закрытыми глазами (не спал), а внимание его было в ином мире. Он часто крестился шепча губами молитвы, затем раскрыл уста для принятия Святых Даров, пожевал, проглотил и перекрестился, облегченно вздохнув, открыл глаза, глядя вверх перед собой, и снова закрыл их.

Матушка Херувима ухаживала за отцом Кукшей, не отходя от него ни днем ни ночью. Вместе с ней за ним ухаживали медсестра монастырской больницы Анастасия (в схиме Ангелина) и приехавшая из Почаева схимонахиня Феофания. Они не отходили от батюшки и даже на ночь оставались в его келье, позволяя себе только краткий сон.
 

24 декабря 1964 года и после

В ночь с 23 на 24 декабря в (по новому стилю) отец Кукша перестал дышать. Когда проснулись дежурившие матушки, его душа уже отошла в потусторонний мир.

Рано утром 24 декабря гроб с телом отца Кукши установили в Успенском храме монастыря для отпевания, а в 12 часов дня срочно похоронили, пока не узнал народ и не съехались духовные чада старца.

Надо ли говорить о скорби, постигшей всех верующих России? Ее не выразить никакими словами...

«Я очень плакала о кончине старца (рассказывала почаевская сестра В.) и думала, что никогда не утешусь. Однажды во сне я увидела, что нахожусь в полуподвальном помещении под храмом, где направо под окном стоит кипарисовая двухместная рака, а в ней под стеклянной крышкой лежат в одинаковых схимах преподобный Иов Почаевский и отец Кукша. Невидимая рука открыла крышку раки и прп. Иов живой встал и вышел из помещения, затем из раки встал отец Кукша, и сказав мне: «Перестели в раке, в ней все намокло, очень сильно льется через окно вода», – также вышел наружу. Я перестелила в ракете, мокрые пелены заменив сухими. Пришел прп. Иов и молча лег на свое место, следом за ним вошел отец Кукша, лег в раку, благословил меня и велел закрыть крышку. После этого сна я перестала так сильно плакать и скорбеть».

Однажды во время обеда в келье отец Кукша сказал:

– Всех своих духовных чад похороню: и Фаддея, и Варфоломея, и Феофанию, а Варвара останется. Она нужна!

Может быть, для того, чтобы описать его жизнь достоверно. После смерти старца от его имени стали распространять ложные «завещания», «письма», фантастические «жития» (как, например, журнал «Русский паломник», издающийся в Америке), тогда как в жизни отца Кукши было все проще, реальнее и лишено всякого фанатизма.

Еще будучи живым и здоровым (в Одессе) отец Кукша спросил меня: «Ты знаешь где находятся Ближние Пещеры в Киеве?».

– Конечно, батюшка!

– Вот там будет лежать Кукша. Гробы откапают и станут перевозить на городское кладбище, а Кукшу вынут из гроба, в гроб накладут кирпичиков и скажут: «Кукшу повезли!». А Кукшу отправят в Киев и положат в Ближних Пещерах, там я и буду лежать.

Не знаю, доживем ли мы до того времени, а сейчас получаем исцеление и духовное утешение на его могилке от земли, которая также имеет чудотворную силу, и все стараются взять с собой горсть этой святой земельки, помазаться святым маслом из его неугасимой лампады и увезти своим близким хоть маленький кусочек хлеба, который приносят и оставляют на его могиле многочисленные посетители.

Через несколько лет после кончины отца Кукши я была свидетельницей такого чуда: придя на монастырское кладбище ранним утром, встретила молодую монашку, которая зажигала свечкой лампады на могилах. Сначала она зажгла лампаду у митрополита Бориса, затем перешла к могилке отца Кукши, налила в лампаду масло, заправила фитилек и со свечкой направилась за огнем к могиле митрополита Бориса. В это время фитиль в лампаде у отца Кукши загорелся сам с собой. Я вернула монашку и сказала что лампада горит. Что за чудо?! Она ответила, что это случается уже не впервые, когда лампада, также свечи, сами собой зажигаются на могиле отца Кукши. К его могиле «не зарастает народная тропа», он осеняет всех и из-под спуда своею неиссякаемою благодатью и дарует исцеления от своих (мы верим) нетленных мощей.

Преподобный отче наш Кукша, моли Бога о нас!

АМИНЬ.

От редакции: Мы очень благодарны матушке Вере Калашниковой, предоставившей нам материал, и весьма сожалеем, что из-за великого для нашей газеты объема не смогли опубликовать его полностью.

Газета «Благовестъ» (г. Нефтеюганск). № 13. Декабрь. 1993 г.
Публикуется с некоторыми исправлениями. Декабрь. 2023 г.

 

 

Фотография отца Кукши Одесского.
Взята из открытых источников сети Интернет.

Наследие

Из наставлений великого старца

В тринадцатом номере мы публиковали* «Житие с схиигумена отца Кукши», в которое не вошли высказывания и поучения (наставления) великого старца. Сегодня мы восполняем этот пробел.

За помощью к Божией Матери

– Когда не знаешь, как в жизни поступить, положи две записочки (сделать так-то и не делать так-то) под икону прочти «Акафист Божией Матери», а потом бери, не глядя, любую записочку и что в ней написано – выполняй. Но смотри, если не выполнишь... – отец Кукша строго грозил пальцем.

От чародеев и колдунов

От колдунов и чародеев отец Кукша благословлял в доме (если дом или квартира не освящены) вбивать маленькие осиновые колышки в четыре противоположные стены (крестообразно), ибо на осине повесился Иуда и бесы трепещут этого дерева и не могут приблизиться к осине и туда, где она есть.

Молодой месяц и «Отче наш»

Однажды из окна его кельи я увидела молодой месяц и вслух пожалела, что у меня не было денег. (А то бы деньги не переводились весь месяц. Есть такая примета).
На это отец Кукша мне сказал, что деньги нужно при себе иметь, а: «когда видишь молодой месяц, на четыре стороны читай молитву «Отче наш», осеняй крестом себя и перед собой.

Странничество

Одной тайной монашке, захотевшей странничать, он давал наставление ни одной минуты не проводить праздно:
– Если нечего делать, с молитвой пришивай заплатку к рукаву, отрывай и снова пришивай.
Вообще отец Кукша был против странничества. Он говорил, что теперь странников нет, есть срамники. Он не считал странниками тех людей, которые ничего не хотят делать, ничем не занимаются, а ходят из храма в храм со своими узлами и сумками. Не одобрял их образ жизни, не велел с ними общаться и даже в дом не пускать, так как они любят много говорить, празднословят, не молятся, как должно, и другим мешают молиться.

 Мнимый подвиг

Однажды, когда отец Кукша жил в Почаеве, к нему подошла группа женщин.
– Батюшка, мы от самого Киева пешком шли!
– И долго вы шли? – спросил старец.
– Восемнадцать дней! – самодовольно ответили женщины.
– Вы бы лучше сели на поезд и через десять часов были в Почаеве и Богу молились. А вы восемнадцать суток ноги били, всего в пути насмотрелись и наслушались. Да, наверное, ссорились и осуждали – грехов набирались.
– Все было, батюшка. – Ответили пристыженные женщины, хотевшие было похвастаться перед старцем своим мнимым подвигом.

«Святая»

Как-то к отцу Кукше в монастырь Иоанна Богослова приехала старушка и не без гордости поведала ему, что она никогда в колхоз не вступала, паспорт не получала, нигде не прописывалась, на выборы не ходила и не голосовала.
– Ой, да ты совсем святая, матушка! А я-то грешник, паспорт имею, прописан и голосую.
– Да что вы, батюшка!
– Да, матушка. А если бы я не имел паспорта и не был прописан, кто стал бы держать меня в монастыре и куда бы ты смогла ко мне приехать? – И объяснил ей, что всякая власть дана или попущена Богом, и мы должны подчиняться гражданским законам во всем, только не отказываться от Бога и что голосовать не грех, но:
– Когда весь мир будет избирать одного человека, тогда не ходите на выборы – это будет антихрист.

Пророчество

Из города Львова к отцу Кукше часто приезжала его духовная дочь Евгения. Она была научном работником (химиком), а ее муж – еврей, горным инженером, крупным специалистом по горным породам. Муж был некрещеный, и она очень скорбела об этом и даже хотела разойтись с ним, но отец Кукша велел ей терпеть и молиться, уверял, что ее муж будет христианином. И уже после смерти отца Кукши она, собираясь посетить Псково-Печерскую обитель, уговорила мужа поехать с ней.
В Печерском монастыре есть Богозданные пещеры, где погребают усопших монахов. Евгения предложила мужу посмотреть на гробы, которые не закапывают, а ставят один на другой в пещерах.
Когда муж Евгении увидел своды пещер, он, как горный специалист, был поражен, что сыпучий песчаник веками не осыпается и держится как камень. На него такое явное чудо произвело необыкновенное впечатление. Он понял, что песок держится только силой Божией и пожелал немедленно креститься, а потом повенчался с женой и по-детски был предан Богу и духовным отцам.

О разном

Перед тем как лечь спать, отец Кукша велел кропить святой водой углы (комнаты) и вокруг постели.

Если по усталости или нерадению не прочли молитвы «На сон грядущим», то утром нужно сначала прочесть вечерние молитвы, а потом утренние.

По принятии Святого Причастия в воскресные и праздничные дни отец Кукша всех отправлял отдыхать.
– Лучше спать, чем языком болтать после Причастия.

Когда откроешь бутылку с вином или с водой или банку с консервами, владей немного святой воды.

К Святой Чаше отец Кукша не разрешал подходить с деньгами, чтобы не уподобиться Иуде.

Он учил никогда не бежать поспешно в храм, даже если придется и опоздать, но идти неспешно и творить молитву.

*Газета «Благовестъ» (г. Нефтеюганск). № 17. Апрель. 1994 г.
Публикуется с некоторыми исправлениями. Декабрь. 2023 г.

 

Декабрь, 2023 г.