Преподобный
Максим Исповедник
21 января (3 февраля)
Преподобный Максим родился в Константинополе
около 580 г. в благочестивой христианской семье.
Прекрасное образование и добросовестность
позволили Максиму стать первым секретарем имп.
Ираклия, но он оставил блестящую карьеру и
удалился в Хрисопольскую обитель, где принял
иноческий постриг; вскоре был избран игуменом
этого монастыря, но жил как простой монах.
В это время Церкви начала угрожать ересь
монофелитов, утверждавших, что хотя во Христе и
две природы — Божественная и человеческая, но
воля — одна, только Божественная. В 633 г. по
просьбе будущего святителя Иерусалимского
Патриарха Софрония преп. Максим уехал в
Александрию, чтобы поддержать Православие в
борьбе с еретиками. Эта борьба осложнялась тем,
что в 638 г. имп. Ираклий по политическим
соображениям, желая примирения с монофизитами (смягченной
формой которого и было монофелитство,
захватившее многих в Армении, Сирии и Египте),
издал указ, т. н. «Экфесис», окончательно
повелевавший исповедовать учение об одной воле и
двух природах Спасителя. К тому же три Патриарших
престола — Константинопольский, Антиохийский и
Александрийский — были заняты монофизитами.
Деятельным защитником Православия и выступил
преп. Максим, учивший людей разных званий и
сословий на Крите, в Александрии и в Карфагене о
двух волях и двух природах Спасителя. Его речи
были столь убедительны, что вступивший с ним в
открытый диспут бывший патриарх Пирр признал
публично свое поражение и пожелал вручить папе
Римскому Феодору письменное отречение от своих
заблуждений. Преп. Максим отправился с Пирром в
Рим, и папа принял его покаяние и восстановил в
сане.
В 647 г. преп. Максим вернулся в Африку. Его
исповедание Православия не признавало никаких
компромиссов и, когда по поручению имп. Констанса
II Патриарх Павел издал свой «Типос» (Образец веры),
в котором запрещались всякие разговоры как об
одной, так и о двух волях во Христе, хотя и
признавалось в Нем две природы, преподобный не
смирился и обратился к сменившему папу Феодора
папе Мартину 1 с просьбой вынести вопрос о
монофелитстве на соборное осуждение всей Церкви.
В октябре 649 г. Латеранский Собор, на котором
присутствовало 150 западных епископов и 37
представителей Востока, в т. ч. и св. Максим,
осудил монофелитов, а защищавших его
Константинопольских Патриархов предал анафеме.
Когда имп. Констанс II узнал определение Собора,
он был взбешен и приказал схватить папу Мартина и
преп. Максима. В 654 г. преп. Максима заключили в
тюрьму, а затем, обвинив в измене отечеству,
сослали во Фракию, но потом снова перевели в
Константинополь. Преподобного вместе с двумя его
учениками жестоко пытали, а затем каждому
отрезали язык, усекли правую руку и отправили в
ссылку в Колхиду. Но вскоре свершилось чудо — они
снова смогли говорить и писать.
Кончина преп. Максима наступила 13 августа 662 г.
Мощи его были перенесены в Константинополь; над
его могилой по ночам возжигались три чудесных
светильника и совершались исцеления. Преп.
Максим Исповедник — один из самых выдающихся
православных Богословов, ему принадлежат многие
труды по экзегетике Св. Писания, толкования на
Ареопагитики, объяснение Богослужения («Мистагогия»).
Он наиболее полно в Православии разработал
учение о человеке, сотворении мира и обожении,
подтвержденное затем св. Симеоном Новым
Богословом и св. Григорием Паламой.
|