Святой
равноапостольный Николай,
архиепископ Японский
3(16) февраля
В глухом селе Береза, Смоленской губернии, в
семье дьякона Дмитрия Касаткина родился 1
августа 1836 г. сын Иван. Нелегким было его детство:
в пятилетнем возрасте лишился он матери и
испытал на себе горе сиротства. Живым умом,
одаренностью и сообразительностью Ваня Касаткин
отличался с ранних лет. Мальчик окончил первым
Бельское духовное училище, в 1856 г.— Смоленскую
духовную семинарию, и был отправлен на казенный
счет в Петербургскую Духовную академию. Здесь он
также выделился своими способностями и должен
был занять профессорскую кафедру, однако
Промысел Божий распорядился иначе.
По признанию Владыки, влечение проповедовать в
Японии возникло у него случайно, при чтении
воспоминаний мореплавателя Василия Головкина,
два года пробывшего в Японии в плену. Книга
произвела на него столь сильное впечатление, что
он решил, что среди народа, не знавшего Христа,
необходима проповедь Евангелия. В 1860 г. по его
желанию о. Иоанн был назначен настоятелем
консульской церкви в г. Хакодате. 24 июля 1860 г. он
был пострижен в монашество с наречением имени
Николай, а 29 июля выехал из Петербурга в далекое и
трудное путешествие. В Николаевске-на-Амуре
начинающий миссионер встретился со знаменитым
просветителем Сибири епископом Камчатским
Иннокентием (Вениаминовым), который в течение
зимы многому научил его, черпая из своего
богатого апостольского опыта. В 1861 г. с открытием
навигации о. Николай прибыл в Хакодате. Сначала
проповедь Евангелия в Японии казалась
немыслимой: японцы смотрели на христиан как на
злодейскую секту и под угрозой смертной казни
запрещали миссионерство. Восемь лет у о. Николая
ушло на изучение японского народа, его языка,
нравов и обычаев.
Основание Православной церкви в Японии было
положено в 1868 г. тайной проповедью о. Николая.
Первенцами Православия в Японии стали тайно
крещенные Павел Савабэ, Иоанн Сакаи и Иаков Урано,
которые и сами начали проповедь Христа. К этому
времени японское правительство смягчило свои
взгляды на христианство. Первый успех окрылил о.
Николая — он стал благовествовать по домам,
стараясь заронить в души японцев семя Христово.
В 1869—1871 гг. о. Николай побывал на родине, где
ходатайствовал перед Священным Синодом об
открытии Русской Духовной Миссии. Его
ходатайство было удовлетворено, а сам он
назначен начальником Миссии в сане архимандрита.
В 1871 г. архим. Николай вернулся в Японию и
обосновался в Токио, где развернул во всю ширь
свои проповеднические и организаторские
способности. В 1873 г. японское правительство
отменило запретительные указы против христиан, и
в Японии наступила новая эра — свободной
проповеди Христа. Жизнь Духовной Миссии пошла по
более гладкому и надежному пути: в несколько лет
были учреждены школа, духовная семинария и
катехизаторское училище.
В 1880 г. в Петербурге архим. Николай был возведен в
сан епископа Ревельского и Японского, после чего
вернулся к своей Миссии. Японская церковь
расширялась, в ней насчитывалось уже до 10 тысяч
православных японцев. В 1884 г. началось
строительство собора Воскресения Христова в
Токио, продолжавшееся семь лет. Последние 30 лет
своей жизни Владыка отдавал переводам, которым
придавал особое значение.
Большие испытания выпали на долю святителя и его
паствы в период русско-японской войны. В 1906 г. за
свои выдающиеся труды по насаждению и
распространению Православия в Японии
преосвященный Николай был возведен в сан
архиепископа. Третьего февраля 1912 г. архиепископ
Николай Японский мирно отошел ко Господу.
|